Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/162]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
161
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
восприемницей1, она не выступает в качестве таковой при
родоразрешении Марии2. Тем не менее, в отличие от Лк 2, 7,
пеленает младенца и полагает его в ясли, как повивальщи-
ца, Ева, а не Мария. Подобное расхождение с новозаветным
каноном может указывать на то, что Детство Господне вос-
ходит к весьма древнему источнику, сопоставлявшему пер-
вую женщину не столько с Марией, сколько с Иисусом, рас-
сматриваемым здесь -- как позже и Феодором Мопсуестий-
ским -- как ее архетип.
Фоном, на котором сложился этот рассказ, могли быть
апокрифические предания, развивающие библейскую исто-
рию об Адаме и Еве. Тогда как литература об Адаме и Еве
содержит ряд указаний на прощение Адама и на его будущее
восстановление, вопрос действенности Евиного покаяния и
ее прощения, ее будущего воскресения, возвращения в Рай
и возобновленного доступа к древу жизни остается в этих
текстах неразрешенным3. Такая неопределенность позволя-
ет Детству Господнему утверждать, что, хотя Праматерь «и
раскаялась с изобильными слезами, отпущения она, тем не
менее, не удостоилась»4.
Появление Евы у вифлеемских яслей может представлять
развитие древнего экзегетического мотива, лежащего в ос-
нове истории Рождества в Лк 2.6-7 и оставившего также сле-
ды в Мидраше Рабба XX.10 на Бытие 3, 18--19, где передается
отклик Адама на его осуждение: «[Буду] ли я привязан к яс-
лям подобно животному?»5 Трактат Песахим 118a Вавилон-
1 Или как «акушерка», термин, заимствующий французский accoucheur,
произведенный от более старых глаголов accoucher de, «разрешиться от
бремени», и accoucher «помогать в родах».
2 Bovon, The Suspension of Time, p. 226.
3 Об оправдании Адама, см.: Anderson, G. A., Stone, M. E., A Synopsis of the
Books of Adam and Eve. Atlanta, 1999, p. 19, 71, 76--84, 89--90; Hooker, M. D.,
From Adam to Christ: Essays on Paul. Cambridge, 1990, p. 115.
4 Матенадаран 7574, fol. 130v.
5 תישארב תשרפ .תישארב רפס .ראובמה הבר שרדמ. Иерусалим, 1983, с. 322.