Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/152]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
151
Miscellanea Orientalia Christiana
Возвращение в рождественскую пещеру...
сверке, они продолжали менять свой облик до весьма позд-
него времени. Хотя они и оказывали значительное влияние
на искусство и даже на проповедничество, ими были пре-
терпены также существенные видоизменения: их различные
изводы несут следы встреч с литературами передававших их
народов, с их устными преданиями и с их откликами на по-
литические потрясения1. Несмотря на то, что установление
даты различных изводов и сопряжено со значительными
сложностями, апокрифы Нового Завета, в разнообразии до-
шедших до нас форм, представляют до сих пор еще неизве-
данный источник для изучения мысли и духовной истории
различных христианских народов.
Начиная с Павла, в христианской мысли присутствовала
нить, соединяющая Адама со Христом (Рим 5, 12,14; 1 Кор
15, 21--22, 45--49)2. В последующие века она обусловила об-
разование особых межтекстовых связей в богословии и в ис-
кусстве, определив также пути развития историографиче-
ской и биографической литературы. Кристаллизация сей
темы явилась итогом споров с раввинистическим иудаиз-
мом, с гностическими и с докетическими кругами, в мысли
которых фигура Адама также занимала важное место. Хри-
стианские размышления о сотворении Адама и Евы, их об-
мане Сатаной, преступлении ими Богоданной заповеди, из-
1 О подвижности текста новозаветных апокрифов, см.: Jossa, G., Gli apocrifi
del Nuovo Testamento: tipologia, origini e primi sviluppi // Augustinianum 23 (1983),
p. 39; Voicu, S., Gli apocrifi armeni // Augustinianum 23 (1983), p. 164; об армян-
ском Детстве Господнем (о котором речь ниже): Peeters, P., Évangiles
apocryphes, II: l'Évangile de l'enfance. Paris, 1914. p. XXXIV--XXXVIII; Terian, A., The
Armenian Gospel of the Infancy. Oxford, 2008, p. XIV--XV, XXVI--XXVI; о том, как
трудности защиты на суде, испытываемые христианами при исламском вла-
дычестве, могли обусловить видоизменение этого текста, см.: Dorfmann-
Lazarev, La transmission de l'apocryphe de l'Enfance de Jésus en Arménie // Frey, J.,
Schröter, J., Hg., Jesus in apokryphen Evangelienüberlieferungen. Tübingen, 2010,
S. 557--561, 576--581.
2 Simon, M., Adam et la rédemption dans la perspective de l'Église ancienne //
Werblowsky, R. J. Z., Bleeker, C. J., eds., Types of Redemption. Leiden, 1970,
p. 62--71.