Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/15]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
14
Miscellanea Orientalia Christiana
Юлия Фурман
нимном Комментарии после творения неба и земли упомина-
ются пять остальных природ1. К этой группе можно отнести
сочинение «Книга пчелы» Соломона, еп. Басры (рубеж XII--
XIII вв.), в котором он называет те же самые природы2. Следу-
ет отметить, что поздние комментарии, также как и Нарсай, не
случайно указывают на то, что первые семь природ были соз-
даны в молчании, и не включают в свои перечни «свет».
Йоханнан бар Пенкайе в первой книге «Сути вещей, или
Истории временного мира» вопреки традиции перечисляет не
семь первых природ, а восемь: «Первые природы, которые со-
творил Бог, как он говорит с помощью раба своего Моисея, --
небо и ангелы, земля и огонь, вода и ветер, тьма и свет» (ܐ̈
ܹ ܵ
ܐ̣
ܵ ܪ ܿ
ܼܐܘ .ܐܹ
̈ ܐ ܿ
ܼ ܿ
ܼ ܘ ܐܵ ܿ
ܼ .ܗܹ ܼܒܿ
ܼ ܐܹ ܼ ܕ ܐܵ ܼ ܐܒ ܸ ܿ
ܼ ܿ
ܼܕ
ܿ
ܼܐ ܐܵ ܵ ܿ
ܼܐ ܐܵ ܼܒܿ
ܼܕ ܐܹ ܵ ܹ
̈ܖ ܹܓ
.ܐܵܪܗ ܼ ܘ ̣ܐ ܼ
ܵ ܿ ܸ
ܘ .ܪܿ
ܼܐܵܐܘ ̣ܐܵ
̈ܿ
ܼ ܘ ܉ܐܵܪ ܼ ܘ)3. Такой перечень является ори-
гинальным и до бар Пенкайе в известных памятниках не за-
свидетельствован. Возможно, Йоханнан бар Пенкайе объеди-
нил известные ему мнения на этот счет из предшествовавшей
литературы. Ведь ни одна из «природ», упоминаемых этим ав-
тором, не является привнесенной им заново в этот список. Все
ܒ ܐܕ ܬ ܒ ܐ ܢܘܗܕ ܒ ܢܘ ܒ ܘ ܒܒ ܗ ܒ .ܐܪܗ ܝ ܒ
«Вечером воскресенья, который был началом творения, были созданы эти
семь природ в молчании: небо, земля, огонь, вода, воздух, ангелы и тьма. Так
как ангелам было необходимо узнать об их появлении и Творце, Он обездви-
жил их на двенадцать часов, будто завернул в пеленки. И тогда он создал
свет. Из-за его красоты они все воскликнули и славили своего Творца со-
гласно Иову». van Rompay, Le commentaire sur Genèse-Exode, p. 7:9--11.
1 .ܐ̈ ܐ ܿ
ܼ ܿ
ܼ ܘ ܐܵ
ܼ ܿ ܸ
ܘ ܪܿ
ܼܐܵܐܘ ܐ̈ ܘ ܐܪ ܼ ܕ ܃܊ܗ ܃ܢܘ ܵܘܗ ܿ
ܼ ̇ ܵܪ ܢ ܿܘ ܵܕܗ ݂
ܿ
ܼ ܒ ܐܵ ܼ ܸ ܼܒܿ
ܼܘ
«В молчании, упоминая о них, он намекает на их появление, т.е. огня, воды,
воздуха, тьмы и ангелов». Levene, The Early Syrian Fathers on Genesis, p. 67:10--12.
2 ܐ ܕ ܐ ܒ ܒ ܐ ܒ .ܗ ̱ ܘ ܥܕ ܕ ܗܬ ܼ ܒ ܐ ܐ ܐ ܵܒܨ
ܐ ܿ ܵ ܐ ̣ܘ ̄ܗ ܕ ܘ .ܐ ܐ ܕ ܐ ܒ ܐ̈ ܐ ܒ .ܐܒ ܒ ̤ܘܗܕ .ܐ
.ܐ ܵܘ ܘ ̣ܬܐܘ ܐ ̣ܒܨ ܐ ܐ .ܐ ܵ ܓ ܒ ܡ ܐ ܐ ܒ ܐ ܕ ܐ .ܐ ܒ ܢ ܿ ܐ ܐ ܒ .ܐ
܀ ܐ ܿ ܘ ܃ܐ̈ ܐ ܘ ܃ܐܪ ܼ ܘ ܃ܪܐܐܘ ܃ܐ̈ ܘ ܃ܐ ܪܐܘ ܃ܐ ܃ܡ ܐ «Когда Бог пожелал
сообщить всем по милости о Своей силе и мудрости, Он создал в начале,
вечером первого дня, то есть воскресенья, семь природ в молчании и без го-
лоса. Потому что тогда еще не было того, кто мог бы слушать. Хорошо он
создал их в молчании, потому что Бог ничего не делает опрометчиво. Но по-
желал Он, и они появились из ничего: небо, земля, вода, воздух, огонь, анге-
лы и тьма». (Budge, E. A. W. (ed.), The Book of the Bee. (Anecdota Oxoniensia,
Semitic Series, 1:2). Oxford, 1886, p. 11SYR: 12--17).
3 BL Or. 9385, P.2SYR/f.4v: 9--11.