Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие

Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4

: [url=http://txt.drevle.com/text/miscellanea_orientalia_christiana-vostochnohristianskoe_raznoobrazie-2014/130]Miscellanea Orientalia Christiana. Восточнохристианское разнообразие / Российский государственный гуманитарный университет, Институт восточных культур и античности ; Ruhr-Universität Bochum, Seminar für Orientalistik und Islamwissenschaft ; ред. Н.Н. Селезнев, Ю.Н. Аржанов. Москва : ИВКА РГГУ, Пробел-2000, 2014. -- ISBN 978-5-98604-419-4[/url]
 

Содержание

Miscellanea Orientalia Christiana

От редакторов

SYRIACA

CAUCASIANA

COPTICA ET AETHIOPICA

TURCICA

ARABICA

Об авторах

Содержание

Inhaltsverzeichnis

OCR
129
Miscellanea Orientalia Christiana
«Вот скиния Бога Иакова»: прозвище как аргумент...
риец, от которого -- яковиты»1) и живший в XIII в. известный
яковитский автор Григорий бар ʿЭбройо («...пока не появился
сей Иаков; и тогда умножились. И посему его именем -- яко-
виты -- были названы»2).
Существуют, однако, и другие версии происхождения на-
звания «яковиты». В некоторых источниках оно связывает-
ся с Иаковом Саругским (ок. 451--521), епископом г. Батнан,
известным своими многочисленными стихотворными мим-
ре («словами»), написанными 12-сложным размером; другие
древние авторы (арабоязычные коптские, а также опиравшие-
ся на них мусульманские) идут еще дальше и указывают на низ-
ложенного Халкидонским собором александрийского патри-
арха Диоскора (ум. 454), якобы носившего в миру имя Иаков3.
Выяснить с достоверностью, кто и в связи с каким именно
Иаковом впервые употребил по отношению к западным си-
рийцам слово «яковиты», едва ли представляется возможным.
Однако название закрепилось и употреблялось как противни-
ками, так и самими носителями этой традиции. Более того,
данная ассоциация с «Иаковом» -- очевидно, исторически не
всегда четко идентифицируемым в сознании яковитов -- дала
возможность появления новых, богословских интерпретаций.
Основная из этих интерпретаций -- увязывание яковит-
ской традиции с апостолом Иаковом, братом Господним.
Очевидно, важнейшую роль в этом сыграла литургическая
сторона, поскольку основная литургия в западносирийской
традиции именовалась «анафорой святого Мар Иакова, брата
Господа нашего и епископа Иерусалима», и «по меньше мере
в некоторых ее версиях содержалась молитва о том, чтобы Го-
сподь помянул епископов Церкви, "которые от Иакова, на-
чальствующего среди епископов, апостола и мученика, и до
1 О ста ересях вкратце, 83 // Творения преподобного Иоанна Дамаскина.
Источник знания / Пер. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова,
А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М., 2002, с. 141.
2 Цит. по: Селезнев, Н. Н., Интерпретации происхождения названия «якови-
ты» у средневековых арабоязычных египетских авторов // Вестник РГГУ: Се-
рия «Востоковедение, африканистика» 20 (100) (2012), с. 154.
3 См. подробнее: Селезнев, Интерпретации происхождения названия
«яковиты», с. 155--164.