user:
pass:

Этот текст имеется в библиотеке: [djvu]

Иванов C. А.

Блаженные похабы

Культурная история юродства

Библиографическая ссылка: Иванов C. А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. — М.:Языки славянских культур, 2005

Едва ли не самый знаменитый русский храм, что стоит на Красной площади в Москве, мало кому известен под своим официальным именем Покрова на Рву. Зато весь мир знает другое его название собор Василия Блаженного. А чем, собственно, прославился этот святой? Как гласит его житие, он разгуливал голый, буянил на рынках, задирал прохожих, кидался камнями в дома набожных людей, насылал смерть, а однажды расколол камнем чудотворную икону. Разве подобное поведение типично для святых? Конечно, если они юродивые. Недаром тех же людей на Руси называли еще «похабами». Самый факт, что при разговоре о древнем и весьма специфическом виде православной святости русские могут без кавычек и дополнительных пояснений употреблять слово своего современного языка, чрезвычайно показателен. Явление это укорененное, важное, но не осмысленное культурологически.О юродстве много писали в благочестивом ключе, но до сих пор в мировой гуманитарной науке не существовало монографических исследований, где «похабство» рассматривалось бы как феномен культурной антропологии. Данная книга первая.

показать коды