Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

: [url=http://txt.drevle.com/text/hozhdenie_v_svyatuyu_zemlyu_ioanna_lukyanova_1701-1703-2008/578]Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008[/url]
 

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
КОММЕНТАРИИ
ТЕКСТЫ
ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ
К л. 1. Воложская земля - Валахия, историческая область в Румынии,
расположенная между Карпатскими горами и Дунаем. В данном случае речь
идет не о Валахии, а о Молдавии, по территории которой проезжал русский
паломник.
Лета сем тысячъ двЪсте десятого году... - Автор путевых записок
пользуется системой летоисчисления "от сотворения мира" (за 5508 лет до
н.э.), которая была заимствована из Византии и вошла на Руси в обиход
после принятия христианства. До конца XVII в. новый год в России начинался
или с марта (по традиции), или с сентября (как было принято в Византии).
До XIV в. преобладал мартовский календарь, с 1492 г. сентябрьский счет
вытеснил мартовский. Указом Петра I (от 15.12.1699) в 1700 г. в России были
введены христианское летоисчисление и начало года с 1 января. Согласно
указу, день после 31 декабря 7208 "от сотворения мира" полагалось считать
1 января 1700 "от рождества Христова". Таким образом, в Иерусалим автор
"Хождения" отправился в 1701 (7210) г. В списках первой редакции
"Хождения" указана разная дата начала паломничества. Ср.: 7209 (1700) г. -
ркп. ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. Перетца № 532. Л. 2; 7210 (1701) г. -
ркп. РНБ, собр. Погодина № 543. Л. 1. Последняя датировка встречается в
большинстве списков.
...на память святаго пророка Даниила и святыхь триехъ отроковъ
Анания, Азария и Мисаила... - Речь идет о церковном празднике в честь
ветхозаветных героев, которые во время взятия Иерусалима царем
Навуходоносором II (605-562 гг. до н.э.) попали в плен и оказались в Вавилоне. Три
отрока за верность своей религии были брошены в раскаленную печь, но
чудесным образом остались невредимыми. В плену Даниил за мудрость был
приближен к царю, однако вскоре оклеветан и брошен в ров со львами, где
он чудом спасся от смерти. См.: Дан. 1-6.