Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/94]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
собственной природы Будды. Основываясь на понятиях,
изложенных в «Ланкаватара-сутре», которая учила посте­
пенному совершенствованию и внезапной реализации,
Шэнь-сю и его ученики придавали большое значение
предварительным практикам, с помощью которых все
заблуждения, вся пыль стирались с чистого зеркала
изначального разума. Заблуждения и страсти рассматри­
вались как нечто реально существующее, устранение ко­
торого требовало огромных усилий и могло быть достиг­
нуто лишь постепенно, шаг за шагом. Внезапность опыта
просветления не отрицалась, но вследствие привержен­
ности северян постепенному процессу постижения про­
тивники обвиняли их в градуализме.
Как уже было сказано, их обвиняли и в неверном
понимании аскетического служения. Согласно ортодок­
сальной дзэнской доктрине, которую Шэнь-хуай привел
к победе, страсти пусты и нереальны, равно как и лич­
ное «я». Именно об этом идет речь в стихотворении
Хуай-нэна: «Чистое зеркало нигде не стоит <...>. Отку­
да же взяться пылинке?» В двух гатах выражена сущность
различия между двумя школами. В то время как Шэньсю советует протирать зеркало, парадоксальное стихо­
творение Хуай-нэна указывает на нереальность всех
вещей, включая внутренние переживания. До тех пор
пока страсти воспринимаются всерьез, разум склонен к
дифференциации. Для того же, кто понимает сущность
доктрины, все вещи равны. Страсти тождественны про­
светлению; алчность равнозначна Пути. Препятствия
иллюзорны. Следовательно, метафизику ортодоксально­
го дзэн-буддизма можно охарактеризовать как радикаль­
ный и абсолютный монизм тождественности.
Именно различное отношение к страстям послужило
яблоком раздора между двумя школами китайского дзэн.
Понятия внезапности и постепенности весьма расплыв­
чаты и в каждом конкретном случае требуют уточнений.
Северяне также знали о внезапном просветлении, но
93