Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/93]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
ведуя свой путь к просветлению, который их обвините­
ли считали порочным.
Когда Шэнь-хуай появился в Лояне, северная школа
процветала, но сам факт этого процветания, до некото­
рой степени сдерживающего развитие южной школы, не
мог послужить причиной яростных атак со стороны
Шэнь-хуая, и последний вряд ли руководствовался чес­
толюбием и жаждой власти. Нет нужды представлять его
интриганом, хотя даже Уи, исследуя работу Ху Ши, об­
наружил в характере Шэнь-хуая «черты, достойные мо­
рального осуждения и заслуживающие упрека в нетер­
пимости». Не исключено, что фальсификация списка
патриархов, сделанная им в монастыре Хо-цзэ, была не­
преднамеренной. Теория о передаче Дхармы является
всеобщей для китайского буддизма и, естественно, была
знакома Шэнь-хуаю, а последовательность имен в этом
списке соответствует его историческим знаниям. Со всей
страстью он добивается признания Хуай-нэна шестым
патриархом, линии которого он придерживается и чье
учение он желает передать другим. В противостоянии с
оппонентами им до некоторой степени руководили чес­
толюбивые мотивы; однако «война» с северной школой
не была заурядной борьбой за власть. За исключением
некоторых неблаговидных мотивов он руководствовался
убежденностью в том, что унаследовал от своего учите­
ля истинную теорию о пути к просветлению. Противо­
борство идей северной и южной школ обычно обознача­
ют терминами «постепенность» и «внезапность».
В отношении доктрин северной школы мы вынужде­
ны полагаться исключительно на хроники ее противни­
ков, которые представляют заведомо искаженную карти­
ну. Следует без обиняков признать, что северная школа
также придерживалась учения дзэн Бодхидхармы и ис­
поведовала основные идеи Махаяны. «Изначальный ра­
зум» постигается в просветлении, которое рассматрива­
ется как внезапное пробуждение к реализации
92