Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/90]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
дожил написать еще одно. Эти строки лишены логичес­
ких противоречий, и, коль скоро их можно рассматри­
вать как аллегорию, они не являются выражением истин­
ного просветления.
В том же монастыре проживал неграмотный или ма­
лообразованный юноша по имени Хуай-нэн (638—713).
Шестью месяцами ранее он пришел с юга Китая, умо­
ляя наставника принять его в ученики. Однако он не
удостоился этой чести. Несмотря на то что учитель сра­
зу же усмотрел в нем незаурядный интуитивный и ин­
теллектуальный потенциал, юноша был вынужден колоть
дрова и молоть рис. Не умея ни писать, ни читать, юно­
ша попросил, чтобы ему дважды прочли начертанную на
стене гату, после чего сочинил собственную, которую по
его просьбе также записали на стене:
Бодхи не подобно дереву,
Чистое зеркало нигде не стоит.
Изначально ни одна вещь не существует;
Откуда же взяться пылинке?

Восхищение учеников стихотворением неграмотного
крестьянина не знало границ. И все же учитель воздер­
жался от похвалы. Он зачеркнул строки, заявив, что
Хуай-нэн также не достиг просветления. Однако втайне
от остальных он пригласил Хуай-нэна в свою келью, где
вручил ему печать Дхармы. Дабы не пробуждать зависть
в Шэнь-сю и других учениках, наставник отправил юно­
шу на другой берег Янцзы, на юг.
Эта легенда обозначает начало раскола между южной
и северной школами китайского дзэн. Раскол оконча­
тельно обозначился, когда после смерти Шэнь-сю его
ученики не смогли продолжить дело учителя, в то время
как представители южной школы широко распространя­
ли свои хроники и сборники коанов. Фактически нет
никаких достоверных сведений о вражде между Шэнь-сю
и Хуай-нэном. Если между ними и были разногласия по
89