Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/9]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
Глава 1
МИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАННЕГО БУДДИЗМА И ХИНАЯНЫ

Буддизм и мистицизм

В XIX столетии, когда западный мир впервые позна­
комился с буддизмом, европейские ученые-рационалис­
ты решили, что учение свободно от обычных религиоз­
ных догм и концепций, таких, как Бог и богооткровение,
небеса и ад, душа и бессмертие. Однако дальнейшие ис­
следования убедили западных философов в ошибочнос­
ти такой позиции. Выяснилось, что «иррациональные»
элементы религии — чудеса, культ поклонения святым
и их мошам — присущи не только более поздней Малой
Колеснице (Махаяне), но свойственны каноническим
буддийским текстам, проповедующим возвышение над
материальным миром. Содержавшиеся в сутрах свиде­
тельства о жизни и подвижничестве Шакьямуни: его
обращения к ученикам, его проникновенная медитация,
его высказывания и поступки — все говорило о глубо­
кой религиозности этого человека, который, осознавая
величие своего предназначения, указал новый путь по­
стижения конечного знания и освобождения. Таким об­
разом, буддизм никак не вписывался в рамки религии
чистого рационализма.
Впрочем, христианские схоластики, под напором не­
опровержимых доказательств, также были вынуждены при­
знать религиозный характер буддизма. Вплоть до этого
8