Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/79]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
по простоте душевной пребывая в «бигуане», он осо­
знает, что нет ни личности, ни различий, а все едино».
Сутра именует знание истинного бытия, стоящего за
пределами всех различий, «видением просветления»
(цюэ-коан) — выражение, также встречающееся в дзэнской литературе. В цитируемом выше тексте Бодхидхармы термин «бигуань» (буквально: «вглядывание в стену»)
является чем-то новым. Величайшим достижением Бодхидхармы Дао-сюань считает его учение «Махаянское
созерцание стены». Несомненно, этот термин имеет от­
ношение не столько к физическому рассматриванию сте­
ны, сколько указывает на внезапность видения просвет­
ления. Позднее эта идея была связана с легендой о
безмолвном сидении Бодхидхармы у стены монастыря
Шаолинь, а термин «бигуань» стал рассматриваться как
подходящее выражение дзэнского пути к просветлению.
Так, в обиходе Бодхидхарму стали называть «брамином,
всматривающимся в стену».
Успокоение духа посредством внезапного просветле­
ния и постижения природы Будды обозначается в тексте
как «вхождение умом» (ли), а цель называется «Дао». По
мнению Уи, эта терминология сблизила позиции докт­
рины Бодхидхармы и учения Дао-шэня. Тем не менее Уи
отрицает наличие между ними какой-либо взаимосвязи.
Он старается отринуть предположение о взаимозависи­
мости двух доктрин, утверждая, что искушенный ком­
ментатор сутр Дао-шэнь не имел практического опыта,
который он обозначает этим термином. Впрочем, за ис­
ключением концепции «созерцания стены» этот текст не
предлагает ничего нового.
Трактат «Вхождение четырех деяний» представляет об­
щие махаянские понятия и основан на разных фрагментах
«Вималайкирти-сутры» и «Нирвана-сутры» с использова­
нием теорий о совершенных добродетелях (парамита), уче­
ния о карме и пустотности всех вещей. Так, строка о
«независимости от слов и литер» не имеет ничего общего
78