Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/78]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
следующими словами: «Он паломничал и проповедовал.
Где он умер, неизвестно».
Скудость имеющейся достоверной информации о жиз­
ни и деятельности Бодхидхармы не позволяет судить о его
месте в традиции дзэн и в китайском буддизме в частно­
сти. Нам известно достаточно много имен других дзэнских
наставников, проживавших в ту же эпоху. Именно в это
время последователи Буддабхадры из Северного Китая,
вместе с другими проповедниками учения о просветлении,
окончательно отказались от Хинаяны в пользу Махаяны,
в то время как на юге приверженцы «школы трех сокро­
вищ» (шан-лун;ял. — санрон) с энтузиазмом восприняли
философию Нагарджуны и доктрину о совершенной муд­
рости (праджняпарамиту). Махаянские метафизики обес­
печили концептуальную основу доктрины о просветлении,
которая оформилась в процессе жарких споров относи­
тельно внезапности или постепенности просветления. Та­
ким образом, исторический контекст дает более четкое
представление о достижениях Бодхидхармы, чем о его уче­
нии, которое дошло до нашего времени посредством един­
ственного писания, в действительности единственного
слова, которое также не вызывает доверия15.
В тексте «Двух вхождений и четырех деяний», кото­
рый с предисловием Тян-линя можно обнаружить в хро­
никах династии Сун и в сокращенной форме в биогра­
фии Бодхидхармы, написанной Дао-сюанем, есть ссылка
на то, что учение наставника может быть записано уче­
никами. Речь идет о двух способах вступления на Путь
(Дао), а именно о «вхождении умом» и «вхождении ру­
ководством». По своему содержанию и структуре этот
текст едва отличается от «Ваджрасамадхи-сутры»16. Под
«вхождением умом» подразумевается осознание единства
природы всех живых существ, природы, которая не мо­
жет быть постигнута окончательно, ибо она затенена
внешними проявлениями и ложными идеями: «Когда
человек отказывается от ложного и приобщается истине,
77