Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/53]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
ской школы дзэн, однажды передал четырехтомный пере­
вод «Ланкаватара-сутры» своему ученику Хуай-кэ с таки­
ми словами: «Насколько мне известно, в Китае нет других
сутр; воспользуйся ею как руководством, и воистину ты
спасешь весь мир».
Считается, что Бодхидхарма и тем более его ученик
Хуай-кэ обосновали свой «путь к просветлению» именно
этой сутрой, которая долгое время пользовалась заслужен­
ным уважением китайских наставников дзэн. Однако не­
сколько туманный стиль и загадочное изложение делают ее
трудной для понимания. Пятый патриарх Хун-жэнь посо­
ветовал своему ученику Хуэй-нэню руководствоваться
«Алмазной сутрой», принадлежавшей к сутрам трансцен­
дентальной мудрости. Именно с этого момента «Ваджраяна-сутра» стала играть главную роль.
Отрицание дзэнскими наставниками всех сутр при­
шло намного позднее. Те представители дзэнской шко­
лы, которые в эпоху Сун отказывались признавать сут­
ры, ошибочно отождествляли свою непримиримость с
позицией Бодхидхармы. Даже Судзуки признает, что,
пытаясь отрицать взаимосвязь между Бодхидхармой и
«Ланкаватара-сутрой», они зашли слишком далеко. Со­
гласно этому автору «Ланкаватара» не породила учение
дзэн, но лишь утвердила его».
В основном текст сутры представляет собой диалог
между Буддой и бодхисаттвой Махамати. Последний про­
сит Будду пролить свет на 108 вопросов. Эти вопросы, рав­
но как и ответы Будды, представляют собой замысловатое
смешение утонченных философских построений и набора
избитых, и часто противоречивых, банальностей. Затем
следует 108 отрицаний, которые вовсе не имеют отноше­
ния к вопросам, хотя и принимаются за таковые. Демон­
стративно абсурдный характер этой сутры подтверждает ее
тесную взаимосвязь с дзэн. Несуразность указаний и неле­
пость ответов выполняют ту же функцию, что и коаны в
учении дзэн, а именно: дезавуировать рациональное мыш52