Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/49]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
ложен монастырь. Каким бы ничтожным ни было явле­
ние природы, каким бы крошечным ни было живое су­
щество — они преисполнены значимости, ибо в каждом
из них заключена тайна. В произведениях дзэнского ис­
кусства ощущается особое уважение, которое художни­
ки испытывали по отношению к природе, и со временем
подобная почтительность стала неотъемлемой характери­
стикой всей японской культуры. Поэтому отношение
японцев к природе следует понимать в свете их религи­
озных предпочтений. Можно с уверенностью говорить о
том, что именно в таком отношении коренятся несоот­
ветствия и ограничения, в основе которых заложены
предпосылки для пессимистического и обезличенного
натурализма.
Развитие взаимоотношений между дзэн и кэгон яв­
ляется предметом дальнейшего рассмотрения. Метафи­
зика кэгон идеалистична, равно как и основная доктри­
на философии Махаяны. Абсолютным существом —
Буддой — является чистый Дух. Физический (матери­
альный) мир не обладает собственной природой, а фе­
номенальные объекты являются порождением духовной
реальности (читтаматрам). Адепты дзэн смогли достичь
высочайшего уровня духовности, что в значительной
мере определило развитие японской культуры и искус­
ства. Дзэнские художники никогда не изображали при­
роду в ее вульгарной и неприкрытой материальности.
Их изящные рисунки тушью раскрывают духовную сущ­
ность вещей, не умаляя при этом их объективной фор­
мы. Вещи изображаются одухотворенными, ибо их ис­
тинной реальностью является Дух. Восточное сознание
воспаряет за счет духовного прозрения, «хотя для нас
объективность и абстрактность являются взаимоисклю­
чающими понятиями или разными полюсами <...>.
Поэтому даже тот образ, который внешне вырван из
феноменального контекста, богато наделен объективны­
ми качествами».
48