Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/48]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
шим откровением становится осознание того, что этот из­
менчивый мир со всеми его проявлениями, равно как и
сама башня, есть не что иное, как Будда.
В то время как сутры «Аватамсаки» провозглашают
единство реальности Будды религиозным откровением,
китайская школа хуаянь рассматривает проникновенный
символизм сутр с философской точки зрения. Таким обра­
зом возникла монистическая метафизика хуаянь (яп. —
кэгон). Пятый патриарх этой школы, Куэй-фен Цзун-ми
(777—841), считается одним из наиболее почитаемых дея­
телей китайского буддизма и известен как глава одной из
процветавших в то время дзэнских школ. Этот ученый
монах считал доктрину кэгон высшим выражением прояв­
ленной мудрости. Подтверждением этому служат многие
его работы и в первую очередь — «Трактат о происхожде­
нии гуманизма», который и поныне изучается в храмах в
качестве введения в философию буддизма.
В своем толковании буддийской доктрины Фа-янь, ос­
нователь одного из «пяти домов» китайского дзэн (см. гла­
ву 7), подчеркивает основной принцип метафизики кэгон,
согласно которому тождество обретается в неравенстве, а
неравенство — в тождестве. В эпоху Сун внутреннее сход­
ство дзэн и кэгон привело к полному приятию последнего
китайскими наставниками. В современной Японии сутры
«Аватамсаки» и философия кэгон и поныне пользуются
неослабевающим интересом.
Специфичное отношение адептов дзэн к феноменаль­
ному миру объясняется космотеистическим мировоззре­
нием, провозглашенным в сутрах «Аватамсаки». Рели­
гиозная убежденность в божественном единстве всего
сущего дает возможность внутренней самореализации за
счет слияния с природой. В дзэнских монастырях жизнь
полностью подчинена ее законам. В ходе смены времен
года меняется и ритм психической деятельности. С уми­
лением послушник наблюдает за полетом ястреба, кру­
жащего над вершиной горы, на склоне которой распо47