Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/41]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
весьма полезными, ибо в них проводилась корреляция
дзэн с ранними сутрами Махаяны, которыми воспользо­
вались древнекитайские наставники.
Вначале мы поговорим о мистических основах сутр
Махаяны, которые позднее выкристаллизовались в учении
дзэн. Это исследование представляется крайне важным не
только для историков, но и для тех, кто стремится познать
сущность учения. Любые мистические установки и кон­
цепции немыслимы без конкретных духовных наставни­
ков. Поэтому дзэн несет на себе печать китайской и япон­
ской религиозности, освященной буддизмом Махаяны.
«Праджняпарамита» — сборник сутр
Совершенной Мудрости

Все школы буддизма Махаяны основаны на идеях, из­
ложенных в сборнике сутр «Праджняпарамита» («Сутры
Совершенной Мудрости»). Некоторые из них были изве­
стны уже в I столетии до Р. X.14 Эти тексты не представля­
ют собой философские сочинения, но являются чисто
религиозными наставлениями. Провозвестие новой докт­
рины осуществляется символическим и образным языком,
лишенным метафизической основы. Само слово «пустой»
(шунья) и его применение имеют более глубокий смысл,
чем хинаянское отрицание субстанциональной и личнос­
тной реальности и теории непостоянства всего сущего.
В данном случае «пустотой» провозглашается весь феноме­
нальный мир, включая внешние проявления реальности и
внутреннее рациональное знание. Пустотность всего суще­
го постигается просветленным оком мудрости (праджней),
выступающим как орган интуитивного знания, которое
порождает всеведение (сарваджната). Психический про­
цесс обозначают как просветление (бодхи), которое, в
свою очередь, приводит к всеведению. Таким образом,
мудрость, просветление и всеведение рассматриваются как
40