Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/32]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
первые пять, а именно: раздача милостыни (дана), соблю­
дение нравственных заповедей (шила), терпение (кшанти),
прилежание (вирья) и медитация (дхьяна), — служили
средством обретения шестой — мудрости (праджня), как
цели духовного подвига. Позднее были добавлены еще че­
тыре совершенных добродетели, и вновь в качестве глав­
ной цели провозглашено высшее знание (джняна). При
этом интеллектуальному осмыслению противопоставля­
лось интуитивное постижение (праджня). Совершенно
очевидно, что махаянская шкала ценностей акцентирует
внимание на интеллектуальных достоинствах личности. В
процессе обретения этих качеств бодхисаттва на седьмом
этапе вступает в океан всеведения. Далее он постигает пустотность и нерожденность всего сущего, и начинается де­
сятый этап (дхармамегха), на котором постигаются «все
формы созерцания». Восседая на огромном цветке лотоса,
он достигает степени сосредоточенности, именуемой «зна­
нием Всеведущего». Сутра описывает величественную кар­
тину посвящения (абхишека), в ходе которого бодхисаттва
становится просветленным буддой. Движимый величай­
шим состраданием и используя искусные средства, он
спускается с неба Тушита на землю и, не входя в нирвану,
посвящает свою жизнь спасению всех живых существ.
Состояние бодхисаттвы характеризуется совершенной
мудростью (праджняпарамита), без которой остальные
пять совершенств, равно как и другие средства достиже­
ния цели, становятся бессмысленными. «Сутра Совер­
шенной Мудрости» гласит: «Даже в том случае, если в
течение бесчисленных, как песчинки на берегу Ганга,
эпох будет раздавать свои дары, соблюдать моральные
заповеди, проявлять терпение и усердие и пребывать в
состоянии медитации, <...> но не располагать совершен­
ной мудростью и искусными средствами, он будет низ­
веден до уровня внимающего (шравака) или пратьекабудды...». Необходимым условием достижения совершенной
мудрости является пустота духа. Непросветленный чело31