Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/312]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
и ранняя Махаяна — с 100 г. до Р. X. по 100 г. после Р. X. По
мнению Уи, эти этапы можно объединить в один историчес­
кий период, принадлежащий развитию первоначального буд­
дизма.
В той же работе автор различает три периода в ранней ис­
тории Махаяны: 1) расцвет Махаяны на севере и юге Индии,
начиная с I в. до Р. X. по III в. после Р. X., зарождение и пер­
вые сутры; 2) совершенствование доктрин Махаяны — при­
мерно с 250-го по 400 г. после Р. X., добавление новых сутр;
3) последние сутры и окончательное становление Махаяны —
с 400-го по 650 г. после Р. X.
В настоящее время I в. н. э. практически единодушно при­
знается периодом расцвета Махаяны. Дальнейшая классифика­
ция затруднена неопределенностью хронологии, которая при­
водится в работах махаянских мыслителей, в сутрах и шастрах.
8
Многие моменты развития буддийских сект окутаны мра­
ком и поныне. Долгое время основное различие проводили
между южной (палийской) традицией, главным образом пред­
ставленной последователями Тхеравады, и северной (санскрит­
ской) традицией, к которой принадлежали школы Махасамгхика и Сарвастивада. Адепты последней в основном проживали
в Матхуре и распространили свое влияние на северо-запад,
вплоть до Кашмира.
9
Томас противопоставляет этот текст ремарке Розенберга,
согласно которой «коренное различие во взглядах отсутствует...
Разница заключается не в теории, а в способах спасения, в том,
что Махаяна указывает на большее количество путей, ведущих
к той же цели». Томас чувствует, что Розенберг «преуменьша­
ет значимость философских принципов». Решающим фактором
при определении разницы между Хинаяной и Махаяной явля­
ется именно философский или религиозный подтекст. Коль
скоро буддизм является скорее религиозным, но не чисто фи­
лософским учением, то заключительное утверждение Щербатского, по крайней мере, не обосновано: «Следует признать, что
Махаяна воистину является новой религией, радикально отлич­
ной от раннего буддизма и имеющей столь же много точек
соприкосновения с поздним брахманизмом, что и со своим
предшественником».
10
Согласно Томасу, можно утверждать с полной уверенно­
стью, что Махаяна возникла в школах Сарвастивады, где бодхисаттву признают наряду с архатом, считающимся идеалом
311