Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/31]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
ству присуща природа будды, и потому оно способно
достичь просветления. Таким образом, идеалу бодхисаттвы придается столь исключительное значение на осно­
ве другой доктрины Махаяны, согласно которой приро­
да будды присутствует в каждом живом существе.
Путь бодхисаттвы к окончательному просветлению —
так называемая «миссия бодхисаттвы» (бодхисаттвачарья) —
был бы сопоставим с христианским поиском совершен­
ства, если бы бодхисаттва представлял собой лишь образ
совершенного ученика Будды. Однако фигура бодхисаттвы
носит характер самостоятельного объекта поклонения, без
которого немыслимо подлинное спасение. Таким образом,
в учении Махаяны культ бодхисаттвы уступает по значе­
нию лишь культу самого Будды. Перенесенные в царство
чудесного и магического, качества бодхисаттвы становят­
ся неопределенными и приобретают космические очерта­
ния. Следовательно, мистический элемент вновь заявляет
о своем существовании в связи с процессом постижения и
конечным состоянием бодхисаттвы.
Служение бодхисаттвы полностью подчинено закону
Будды. Его становление начинается с мысли о просвет­
лении (бодхичитта) и с принятия обета (пранидхана),
согласно которому для того, чтобы помочь другим жи­
вым существам найти путь к спасению, бодхисаттва дол­
жен последовательно и неуклонно пройти все стадии на
пути к высшему просветлению. В различных текстах
Махаяны можно найти описание десяти этапов миссии
бодхисаттвы. Согласно «Дашабхумика-сутре», первые
шесть этапов сосредоточения рассчитаны на овладение
четырьмя дхьянами в соответствии с понятиями мисти­
цизма Хинаяны. При этом упоминается и медитация на
десяти из двенадцати звеньях причинной цепи. На седь­
мом этапе происходит качественный скачок (дурумгама).
В отличие от Хинаяны Махаяна рассматривает миссию
бодхисаттвы в контексте практики десяти добродетелей
(парамита). Изначально их было лишь шесть. В Махаяне
30