Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/295]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
доточением, лишенным мысли и чувства. Адепты дзэн
верят в то, что сумеют найти в этом опыте полное внут­
реннее умиротворение, которое придаст им новые силы.
Временный отказ от мыслей и чувственного восприятия
служит как успокаивающее нервы психотерапевтическое
средство <...>. Таким образом, буддийскую медитацию
постигла та же трагическая судьба, что и молитву <...>».
Прошло время, и отношение европейцев и американ­
цев к дзэнскому мистицизму претерпело кардинальные
перемены, во многом благодаря работам Судзуки. Вско­
ре увидели свет многочисленные труды по психологии
дзэн. В основном эти книги превозносили дзэн как жем­
чужину духовности Востока и выражали надежду на то,
что с ее помощью можно снимать психическое напряже­
ние, которое испытает современный человек. Судзуки
старался изложить психологическую составляющую дзэн
в манере, доступной для западного читателя. С этой це­
лью он адаптировал, особенно в своих первых работах,
дзэнские понятия к категориям американской школы
психологии религии. За точку отсчета он принял четыре
широко известные характеристики мистического состо­
яния, сформулированные Уильямом Джемсом (невыра­
зимость, духовность, мимолетность и пассивность), и
выделил восемь признаков сатори, каждый из которых
рассматривал самостоятельно. К этим признакам отно­
сились иррациональность, интуитивное видение, беспри­
страстность, авторитетность, достоверность, потусторон­
ность, чувство духовного подъема и мимолетность.
Однако эти категории носят обобщенный характер и
применимы ко всем видам мистического опыта. Особое
значение он придавал беспристрастности, что отличало
сатори от христианского экстатического опыта. В своем
исследовании Хинаяны Хайлер уже отмечал поразитель­
ную разницу между холодной и бесстрастной медитаци­
ей буддистов и испепеляющим религиозным порывом
христианских мистиков.
294