Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/287]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
Глава 15
СУЩНОСТЬ ДЗЭН

История и форма

Существует ли лишенная качеств и словесного выра­
жения форма, посредством которой «отсутствие ворот
становится вратами»? Д.Т. Судзуки представил дзэн за­
падному миру как чистой воды мистицизм, как парадокс
вне любых категорий, как явление вне истории и мета­
физики, не предполагающее принадлежности к религи­
озному сообществу. В отличие от этого историка мы
попытались обрисовать фактические черты дзэнского
мистицизма в его историческом развитии, отметить ха­
рактер и деятельность его приверженцев, сделать экскурс
в его историю и проследить его эволюцию. Может по­
казаться, что сущность дзэн подобна плывущему по небу
белому облаку, не имеющему истории, чуждому метафи­
зике, равно как не имеющему отношения к любой из
существующих религий. Но в реальности дзэн развивал­
ся по общечеловеческим законам, и его история, несом­
ненно, облачена в некие формы.
Как правило, историческое исследование истоков того
или иного явления представляет собой едва ли не един­
ственное средство постижения его сути. Поэтому япон­
ские исследователи начинают представление дзэнской
истории с древнебуддийской Дхьяны, которую они на­
зывают «Хинаяной дзэн». Однако истинные корни уче­
ния следовало бы искать в великих сутрах Махаяны.
286