Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/280]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
шел по долине меж двух бушующих потоков. Мои легкие
и печень отказывались работать. Меня многое тревожило,
сознание было подавлено и опустошено. Во сне и наяву
меня посещали тысячи видений. По моему телу струился
обильный пот, а глаза слезились. Наконец, я решил найти
искусных целителей и обратился к врачам <...>».
Тысячи видений, которые посещали Хакуина ночью и
днем, указывают на пограничное состояние сознания и
галлюцинации, которые широко известны в дзэнской
практике и об опасности которых дзэнские наставники
постоянно напоминают ученикам, называя их «наследием
дьявола» (макьё). В описании симптомов этой болезни
древние китайские физиологические понятия сочетаются
с учением о космических элементах, согласно которому у
здорового человека голова должна быть холодной, а ниж­
няя часть тела — горячей. Однако в ходе этого заболевания
телесный жар поднимается вверх к голове, а нижняя часть
тела, в частности конечности, становится ледяной. Следо­
вательно, для выздоровления было необходимо обогреть
нижнюю часть тела за счет глубокого дыхания с тем, что­
бы преодолеть естественную предрасположенность огня
подниматься вверх, а воды опускаться вниз.
Отшельник Хакую почерпнул свои медицинские по­
знания из сокровищницы мудрости древних даосов. Он
был сильно увлечен даосизмом, что подтверждали мно­
гочисленные свитки трудов Лао-цзы на столе в его убо­
гой и пустой хижине. Методика лечения предполагала в
основном психологические способы воздействия на орга­
низм больного. Хакуин описывает некоторые из этих
способов, которые одновременно с терапевтическим воз­
действием способствовали умственной концентрации.
Буддизм изначально придавал большое значение методам
самовнушения. Наставник Ю-цзинь учил Догэна мыс­
ленно посылать свое сердце в левую руку во время уп­
ражнений. Иногда ученик мысленно представлял боб на
уровне пупка.
279