Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/273]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
статическими состояниями, в то время как зрелый ми­
стический опыт предполагает наличие глубокого инту­
итивного постижения. Поднимаясь на высшие уровни,
он постигал несовершенство и ошибочность своего пре­
дыдущего опыта. Точное определение и характеристики
разных этапов дзэнского просветления могут в значи­
тельной мере облегчить понимание натуралистического
мистицизма.
Великое Сомнение и Великое Просветление
Теоретические выкладки учения Хакуина относитель­
но Пути Просветления основаны на его личном опыте,
равно как и на дзэнском натурализме. Эти два элемента
тесно взаимосвязаны. Хакуин толкует свой опыт в кон­
тексте буддийского мировоззрения, которое он реализу­
ет в практике и личных мистических впечатлениях. Для
него буддизм представляет монистическую точку зрения.
В конечном счете таковыми являются не только доктри­
ны буддийских школ, но и учения даосов и конфуциан­
цев. Главной идеей «Сутры лотоса», превыше всего по­
читаемой представителями школ Тэндай и Нитирэн,
является не столько противопоставление Большой Колес­
ницы двум другим, сколько откровение сознания Будды,
которое в других религиях обозначается как Абсолют.
Точно так же Чистая земля Амиды по большому счету
тождественна истинной природе человека и космическо­
му телу Будды. Хакуин проявлял безграничную терпи­
мость по отношению к доктринальным расхождениям,
сводя их к монистической дзэнской позиции. Однако его
интерес к метафизике был вторичен; все сводилось к
реализации вселенского единства в личном опыте.
В повседневной жизни многие дороги ведут к одной
и той же цели. Врага можно убить мечом, но его можно
заколоть и копьем. Наряду с практикой медитативных
272