Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/267]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
ние, которое Хакуин выражает метафорически. Прорыв
приносит освобождение, чистоту и радость.
Убежденный в том, что он достиг просветленного со­
стояния, Хакуин спешит сообщить радостную весть Эта­
ну, престарелому отшельнику из Сёдзуан в округе Синано. Наставник принимает его, и ученик, рассчитывая
на похвалу, рассказывает о своих впечатлениях и пере­
дает ему стихи, посвященные опыту просветления. Да­
лее следует одна из оригинальных, грубых и полных
«черного» юмора сцен, которыми славилась дзэнская
традиция со времен великих наставников эпохи Тан.
Мастер Этан берет в левую руку свиток со стихами и
говорит: «Этому ты научился. Это — твое теоретическое
знание. А теперь покажи мне свое интуитивное виде­
ние, свое просветление». Одновременно он протягива­
ет навстречу ученику свою правую руку.
Хакуин упорно отрицает справедливость приговора
наставника по поводу несовершенства его просветления.
Далее следует острая словесная перепалка, в конце ко­
торой старый монах, выкручивая нос Хакуину, пригова­
ривает: «Ты — жалкое отродье дьявола в темнице!»
В итоге Хакуин, пытаясь смирить гордыню, спрашива­
ет о причинах, по которым наставник счел его просветле­
ние несовершенным, и престарелый учитель, в духе коана, рассказывает историю о смерти китайского наставника
Нань-цюяня. Хакуин не слушает его и собирается уйти
восвояси. Наставник останавливает строптивого и вновь
осыпает бранью, приговаривая: «Ты — жалкое отродье дья­
вола в темнице!» На этой «оптимистической» ноте беседа
заканчивается.
Хакуин не оставляет практику. По-видимому, непрек­
лонная строгость высокопросветленного старика застави­
ла его продолжить поиск. Как мог он бросить дело, пройдя
лишь полпути? Следующие строки свидетельствуют о без­
жалостных испытаниях, которые были суждены Хакуину.
Он пишет:
266