Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/250]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
ональную культуру безвозвратно прошли. В периоды Мэндзи и Тайсё (1912—1926) влияние дзэн ограничивалось
отдельными сообществами, во главе которых стояли изве­
стные наставники. Каждое новое поколение порождало
уважаемых мастеров, дерзких и оригинальных, но в то же
время дружелюбных и скромных, которые проводили свои
дни в тихих храмах, напоминавших об увядающих красках
вечернего небосклона. Таких монахов и поныне можно на­
блюдать, особенно в деревенской местности, где сохрани­
лась непоколебимая вера в парадоксы, слетевшие с уст ки­
тайских наставников в эпоху Тан.
Следующей важной главой в интеллектуальной жизни
страны стала ее модернизация применительно к условиям
современности, проходившая под отчетливым влиянием
западной культуры. Однако сейчас еще не пришло время
для исторического анализа этого периода.
Басе и любовь к природе
Дзэнский дух породил величайшего японского поэта.
Мацуо Басе (1644—1694), хотя и не был монахом, при­
надлежал к светским приверженцам дзэн. Он получил
литературное образование в школе Данрин. Басе сумел
выразить сущность просветленного взгляда на природу,
которым он был обязан прежде всего дзэн, в простой и
строгой форме эпиграмм, состоящих из семнадцати сло­
гов (хайкай, или хайку). После долгих лет творческого
поиска и учебы он достиг мастерства в искусстве, в ко­
тором почувствовал свое призвание, а именно в уникаль­
ном японском жанре фюга. Его известное высказыва­
ние по поводу художественной силы фюга как средства
творческого осмысления жизни, содержит строки, в ко­
торых он оценивает себя как поэта и человека. Он гово­
рит о себе как о монахе, чья риза трепещет на ветру (фюрадо):
249