Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/25]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
Глава 2
МИСТИЦИЗМ В УЧЕНИИ МАХАЯНЫ

Мироощущение и мистицизм
Своеобразие буддийского восприятия жизни состоит
в мистической составляющей его философии, которая
отталкивается от двух не внушающих оптимизма концеп­
ций, ниспровержение которых становится возможным
лишь для тех, кто обретает высшее знание. Во-первых,
буддисты убеждены в том, что природа вещей — истин­
ная реальность — сокрыта от человека, а чувства и ло­
гическое осмысление вводят его в заблуждение и сбива­
ют с пути истинного. Человек живет в неведении, и
лишь крайнее напряжение внутренних сил способно раз­
рушить иллюзии, за которые он цепляется с присущей
ему жадностью. Таким образом, истинная реальность
становится достижимой лишь в процессе мистического
опыта. Во-вторых, сознание преходящей природы всего
земного настолько укоренилось в сознании восточных
людей, что в поисках истины человек с надеждой обра­
щает свой взор в сторону мистики. Адепт Хинаяны дос­
тигает «другого берега», избавляется от желаний и боли,
в которых он усматривает причинную цепь бренности
человеческого существования, и, таким образом, разру­
шает неведение. В буддизме Махаяны несубстанциональ­
ность страдания познается в процессе обретения транс­
цендентного знания. Интуитивно предпочтение отдается
спасению, но не философскому осмыслению.
24