Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/246]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
соломенные сандалии вытеснили китайскую обувь. Но
способы приема пищи остались китайскими. Монахи
едят из общей миски, используя традиционные палочки.
Влияние китайской культуры и религии в период про­
цветания секты Обаку несравнимо с тем влиянием, ко­
торое оказывали дзэнские наставники в Средние века.
Китайским монахам, которые прибыли в Японию в кон­
це минской эры, было далеко до тех выдающихся настав­
ников, которые появились в стране в предыдущие сто­
летия. Впрочем, школа Обаку не добилась существенного
влияния на умы, в значительной степени в силу внешних
обстоятельств. В период правления Токугава пресекалось
любое проявление гражданских свобод, будь то свобода
воли или свобода духовного самовыражения. Поэтому
распространение идей секты Обаку носило эпизодичес­
кий характер, а храм Мампукудзи с его обитателями ос­
тавался своего рода китайским островком в океане Япон­
ской империи.
Обновление дзэн
Одной из наиболее отличительных черт интеллектуаль­
ной жизни в эпоху Токугава было стремление к обновле­
нию и поиск новых идей на основе духовного наследия
прошлого. Интерес к изучению древней конфуцианской
литературы сторонниками движения Когаку и синтоист­
ской секты Кокугаку был порожден желанием вдохнуть
новую жизнь в первоисточники. Несмотря на то что их
творческий потенциал был несравним с европейским пе­
риодом эпохи Возрождения, попытки нового осмысления
религиозно-философских основ были очевидны. Среди
буддистов наиболее рьяными сторонниками обновления
были адепты дзэн. Начиная со второй половины XVII века
они выступают как реформаторы и глашатаи новой рели­
гиозной жизни. Режиму Токугава не удалось сломить ес245