Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/24]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
Итак, мистический напор лучшей из индийских тра­
диций оживил йогические упражнения. Нирвана стано­
вится не гипотетическим состоянием, возможным в
далеком будущем, но достижимым сейчас, в «обозримой
последовательности» (диттхе дхамме). «Мирская» нирва­
на отличается от «запредельной» лишь неизменностью
телесного субстрата (упадхи), который более не присущ
Совершенному6.
В значительной степени буддизм Хинаяны сохранил
свою актуальность и живучесть благодаря мистикам, ко­
торые искали пути к Абсолюту, хотя и отрицали его
умозрительно. По своей природе мистицизм тесно свя­
зан с соблюдением этических норм и с метафизически­
ми построениями. Адепты Хинаяны свято верили в зна­
чимость моральных заповедей. Изначально буддизм
отстаивал столь же строгий контроль над чувственной
сферой, что и Срединный Путь, последователи которо­
го искали равновесия между удовольствием и аскетичес­
кой практикой. Таким образом была заложена основа
для духовного роста. Отсутствие метафизического ос­
мысления со временем было компенсировано философ­
скими концепциями Большой Колесницы, одухотворен­
ными мистическим прозрением. В метафизике Махаяны
появились новые элементы, но историческая преем­
ственность восторжествовала.