Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/229]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
Эти философы не вступали в дискуссии и споры, но
позволяли другим видеть мир собственными глазами, с
тем чтобы понять сущность собственного бытия. По
этой причине они не давали наставлений даже соб­
ственным ученикам. Наставники этой школы отличают­
ся мужественным и решительным характером; им чужды
лень и неряшливость, равнодушие и праздность. Они
ограничивают себя малым, не пользуясь многими пред­
метами обихода, как неестественными излишествами.
Они полагают, что отшельник должен довольствоваться
лишь самым необходимым для поддержания жизни. Все
это сочетается с невозмутимым спокойствием и скром­
ностью, лучше сказать — с совершенным лицемерием,
сопоставимым с манерой стоиков, полагавших, что со­
вершенный человек не имеет страстей и не подвержен
их влиянию.
Приверженцы ча-но-ю считают себя последователя­
ми философов-отшельников. Поэтому все мастера это­
го искусства, даже неверующие, являются членами
школы дзэн или становятся таковыми, независимо от
своего происхождения. Несмотря на подражание дзэнской церемонии, они не считают чаепитие ни суевери­
ем, ни культом, ни каким бы то ни было религиозным
ритуалом, так как не используют никаких культовых ат­
рибутов. Имитируется лишь иноческая отрешенность от
всего земного, рассудительность и живость ума, нетер­
пимость к праздности, лени и помпезности. В своем
созерцании природы вещей участники церемонии под­
ражают адептам дзэн, но не в том, чтобы обрести со­
вершенное знание бытия, но в том, как они, в
уединении и спокойствии, вглядываются в суть вещей
и уходят от шума и суеты внешнего мира».
Этот текст свидетельствует о живом интересе евро­
пейского миссионера к чайному пути и дзэнской со­
ставляющей этой церемонии. Христианский участник
чаепития мог без труда заменить буддийское содержа228