Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/221]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
софские аргументы сдержанны и конкретны, но во всем,
что касается буддийского разграничения между внешни­
ми проявлениями и реальностью, между эзотерическим
и экзотерическим, Валигнано придерживается неприми­
римой позиции. Постулат о двух истинах — одной для
невежественных людей, а второй для мудрых и просвет­
ленных — он считает «ложным, обманчивым и вводящим
людей в заблуждение». Он не готов согласиться с утвер­
ждением, что простой народ не способен постичь исти­
ну и поэтому его следует «успокаивать как плачущего
ребенка с помощью ничтожных и бесполезных, но блес­
тящих игрушек. Ибо долг честного и мудрого человека
состоит в том, чтобы наставлять невежественных и не­
опытных, вести за собой сбившихся с пути, но не пус­
каться на уловки для обмана людей и потакания их не­
вежеству».
Нравственное воспитание простого народа также не
требует подобных средств. Было бы странным верить в
то, что притворство и ложь способны скорее склонить
человека к добру, чем правда. Валигнано считал упоми­
наемую здесь буддийскую концепцию «искусственных
средств» {санскр. — упайя; яп. — хёбэн) не только про­
тиворечащей истине, но и безнравственной.
Катехизис Валигнано стал основой для многих других
трудов, к помощи которых прибегали миссионеры. Су­
ществовало множество трактатов, в которых опроверга­
лась истинность буддийского учения. Одна из таких
работ, посвященная японским религиозным течениям,
принадлежит перу отца Луиса Фроиса. Несмотря на то
что до наших дней сохранилось лишь оглавление этой
книги, можно утверждать, что она служила инструкцией
для миссионеров. Две главы этой книги отведены шко­
ле дзэн. В отчете за 1604 год упоминается учебный план
для иезуитской школы в Нагасаки, рассчитанный на
подготовку японских членов ордена для участия в дис­
путах с буддистами. Вооруженный этим руководством,
220