Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/22]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
вать после смерти или нет. Сиддхарттха уклонялся от
ответа, ибо он не представлял практического интереса
и носил чисто спекулятивный характер по отношению
к главной цели — достижению спасения. Поэтому его
и обвиняли в агностицизме. Однако не исключено, что
Будда воздерживался высказываться по поводу загроб­
ной жизни в силу того, что человеческие слова не спо­
собны дать адекватное выражение тому, что лежит по ту
сторону физической реальности. «Другой берег», цар­
ство бессмертия лежат вне сферы логического осмысле­
ния и доступны лишь мистическому постижению.
Попытки разрешить парадокс буддийской доктрины
о нирване наталкиваются на выбор либо нигилистичес­
кой, либо материалистической интерпретации. Тем не
менее Будда отвергал оба этих подхода. Он объявил ере­
сью материалистическо-нигилистическую идеологию
(уччхеда-вада), отрицающую такие понятия, как карма
и освобождение, равно как и метафизическое учение о
субстанции (сассата-вада), признающее существование
неразрушимых тел. Возможно, окончательным словом в
буддийской философии стал пресловутый Срединный
Путь, который метафизики Махаяны позднее тракто­
вали как высшую мудрость. Согласно японскому буддологу Уи, причинная цепь из двенадцати звеньев
(патиччасамуппада), которая открылась Будде как осво­
бождающее знание, не означает случайной последова­
тельности происхождения вещей, но представляет собой
всеобщий закон становления во взаимозависимости5. Не
исключено, что Будда, так же как впоследствии Герак­
лит и Ницше, был приверженцем «чистоты становле­
ния», но, в отличие от последних, в мистическом
озарении он обрел то, что эти философы воспринима­
ли как метафизическую интуицию. Весьма примечатель­
но, что, перед тем как покинуть бренный мир, Будда не
утешал своих последователей надеждой на освобожде­
ние в нирване, но указывал на непреложный закон, со21