Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/21]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
непосредственную взаимосвязь с Абсолютной Реально­
стью. В буддизме Хинаяны вопрос Абсолюта возникает
в связи с доктриной нирваны, которая имеет решающее
значение для всей системы, равно как и для возможно­
го наличия в ней мистических элементов.
Нирвана как конечная цель мистического пути

Этимологически слово «нирвана» имеет негативное
значение. Оно происходит от глагола «ва» («дуть подоб­
но ветру») с отрицательной приставкой «нир», означа­
ющей «отсутствие всякого движения» — когда ветер
стихает, огонь гаснет, свет и звезды меркнут, а святой
умирает. «О, друг, нирвана — это угасание желания, не­
нависти и иллюзий». «Тело сломлено, сознание остано­
вилось, чувственное восприятие исчезло, силы вообра­
жения иссякли, способность к постижению исчерпана».
Согласно известному сравнению Будды святой исчезает
в нирване подобно пламени, которое угасает и исчезает
в светильнике после того, как в нем заканчивается мас­
ло. Подобные слова и образы ассоциируются с оконча­
тельным уничтожением4.
В то же время буддисты всегда считали нирвану сво­
ей окончательной целью, к которой они стремились как
к наивысшему счастью. В древнем сборнике гимнов, со­
ставленном монахами и монахинями, состояние окон­
чательного освобождения превозносится на все лады.
Нирвана рассматривается как совершенное освобожде­
ние, высшая благодать, обитель мира и остров спасения.
Возможно ли, чтобы за подобными определениями
скрывались пустота и небытие? Почему же ранние буд­
дисты умалчивали о позитивном начале? В каноничес­
ких буддийских текстах также уделяется внимание этому
противоречию. Согласно этим источникам Будду неред­
ко спрашивали о том, будет ли Совершенный существо20