Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/209]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
В первой половине XV века искусство суми-э разви­
валось благодаря усилиям Сюбуна из храма Сёкокудзи в
Киото. Сёгун назначил этого художника главой государ­
ственного департамента живописи (э-докоро). Он был не
только живописцем, но и скульптором. Рисунки тушью
большей частью были подражанием картинам эпох Сун
и Юань, завезенным в Японию из Китая. Творчество
Сюбуна повлияло на стиль многих известных художни­
ков, таких, как Сётан, Нёами, Сёкэё (Кэё Соки), Дасоку и других. Однако более всех остальных прославился
ученик Сюбуна Сэссю (1421 — 1506).
Как в Японии, так и в Европе Сэссю считается «вели­
чайшим художником или, по крайней мере, величайшим
из японских пейзажистов». И действительно, его по праву
назвали «самым великим японским художником». Его
жизнь и искусство сформировались под воздействием
дзэн. Родившись в провинции Битсю, округ Окаяма, в воз­
расте двенадцати лет он стал послушником местного буд­
дийского храма. Сэссю изучал дзэн в храме Сёкокудзи в
Киото, а позднее некоторое время провел в Китае, куль­
тура которого оказала существенное влияние на его твор­
чество. Китайцы оценили его талант по достоинству. Тем
не менее он не подчинил свое творчество влиянию совре­
менной китайской живописи, но лишь искал вдохновения
в произведениях великих мастеров эпохи Сун, и прежде
всего в полотнах Ma-юаня и Сиа-куэя.
Вернувшись на родину, он поселился в Ункокуане, в
Ямагучи. Именно там его талант достиг творческой зре­
лости. Поздний период его творчества характеризуют
истинные произведения искусства, исполненные дзэнского духа. Сама техника суми-э не позволяла вносить
последующие изменения и требовала от художника вы­
сокой степени сосредоточенности, которую дзэнские
адепты оттачивали в процессе религиозной практики.
Каждый мазок кисти был филигранен и уникален. Точ­
ность и дерзость кисти Сэссю остались непревзойден208