Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/203]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
Чистая прозрачная вода озера символизировала сознание
человека, достигшего просветления. В центре водоема рас­
полагался «райский остров». Каменный ансамбль изобра­
жал черепах и аистов — то есть животных, предвещавших
удачу. Мост покоился на камнях, возвышавшихся из воды.
Расстояние между импровизированными каменными сва­
ями соответствовало числам 3, 5 и 7. По мнению китайцев,
эти числа обозначают совершенную форму человеческой
жизни.
В саду царил абсолютный покой. Многие неразреши­
мые проблемы человека символизировал ручей, что так­
же является заимствованием из китайской культурной
традиции. Подобно тому как вода родника попадает в
озеро, человеческий дух обретает покой, сливаясь с
природой. Белый песок на границе пруда обладает той
же очистительной силой для сознания, что и кристаль­
но чистая вода. Чистые воды вселяют в молодого карпа
беззаветную смелость, когда он выпрыгивает из воды
навстречу водопаду, — образ, знакомый японцам, ибо
он символизирует Праздник мальчиков 5 мая, когда это
событие (кои-нобори) отмечается. Чувства, которые
вдохновляли Мусе во время работы над этим садом, уга­
дываются в строках его стихотворения, написанного в
китайском стиле:
Постоянно и неиссякаемо стремится поток —
Единый, глубокий и широкий.
Не смотри на извилистый берег!
С наступлением ночи лунный свет отразится в сердце волн.

Не менее известен его сад изо мха близ храма Сайходзи, расположенного у подножия Арашиямы («Гора
Бури») в Киото. Он также разбит вокруг пруда, форма
которого напоминает иероглиф «сердце». Помимо мно­
жества деревьев и обилия цветов, в нем присутствует
впечатляющий каменный ансамбль. В действительности
сад символизирует идеальную Землю Дзэн, как она опи202