Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/201]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
Задолго до того, как дзэнское движение распростра­
нилось в Стране тысячи островов, японский народ, об­
ладавший тонким художественным вкусом и восприим­
чивостью к красоте, многое почерпнул из индийской и
китайской культуры в течение периодов Нара (645—794)
и Хэиан (794—1185), о чем свидетельствуют дошедшие
до наших дней великие произведения искусства. Наи­
более сильное влияние на японское искусство оказал
буддизм. Даже в более поздние времена многие произ­
ведения искусства отнюдь не были порождением имен­
но дзэнского духа, как утверждают некоторые энтузиа­
сты. В этом смысле более уместно говорить о том, что
дзэн стал частью японского быта и проник практичес­
ки во все сферы жизни общества. После того как чаньбуддизм укоренился на японской почве, обогащенная
национальными японскими чертами техника дзэн спо­
собствовала значительному подъему культурного уровня
общества в целом. Наряду с религиозной практикой в
дзэнских храмах развивалось искусство, носившее наци­
ональные японские черты. Духовное и светское мирно
сосуществовали. Вещи остаются вещами, но, несмотря
на то что все вещи имеют земное происхождение, они
озарены лучами Абсолюта.
Все искусства, или «пути» (яп. — до), порожденные
дзэн, процветали в дзэнских монастырях, будь то искус­
ство фехтования, рукопашного боя или искусство стрель­
бы из лука, свойственные сословию воинов; садоводство,
искусство икебаны, искусство чайной церемонии, пред­
назначением которых было создание атмосферы умиро­
творения; поэзия, каллиграфия и живопись, которые в
сознании европейца и считаются видами искусства как
таковыми. Время от времени аристократы и знатные во­
ины-самураи удалялись в монастыри, чтобы перед сра­
жением укрепить свой дух в медитации. Многие извест­
ные ученые уединялись в монастырских кельях для
изучения китайской литературы. В монастырях создава200