Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/20]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
бой момент его можно будет воссоздать, не открывая
глаз.
В тантрическом буддизме используется аналогичный
способ медитации на мандале, и не исключено, что его
прообразом была касина. В дзэн так же, как и в тантриз­
ме, используются изображения духовных реальностей, ко­
торые воспринимаются посредством чувственного сосре­
доточения. В китайском дзэн (чань) адепты секты вей-ян
выполняют упражнение «круговых фигур», истоки которо­
го восходят к раннебуддийской технике касина. Символи­
ческие изображения метафизических концепций также
распространены в дзэн-буддизме. При этом символы не
только отображают абстрактные понятия, но и служат
средством сосредоточения.
Исследования практики медитации в буддизме Хина­
яны позволяют судить о степени проникновения мисти­
ческих элементов в само учение. В сущности, уже суще­
ствует мнение, согласно которому «буддизм буквально
пропитан йогой». Любому элементу раннебуддийской
медитации можно найти аналоги в древнеиндийской тра­
диции йоги. Если исходить из того, что исторически
буддизм Хинаяны развивался на основе психических тех­
ник, то в способах медитации нетрудно определить ха­
рактер разных состояний сознания. Но о выходе на уро­
вень трансцендентального сознания не может быть и
речи.
Буддизм Хинаяны одухотворил йогу, объединив ее
психические упражнения с моральным и религиозным
поиском спасения, но расписался в своей метафизичес­
кой несостоятельности. Знание, необходимое для меди­
тации, носит утилитарный характер и имеет значение
лишь как средство поиска пути к спасению, а именно
к уходу от бесконечной игры рождений и смертей и из­
бавлению от страдания. Следовательно, мы не можем
признать мистическую природу хинаянских медитатив­
ных упражнений, ибо истинный мистицизм означает
19