Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/185]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
Почтение, с которым Догэн говорит об изображении
Будды, сутре и монахе, является выражением его верующе­
го сердца. В этом поклонении он отдает дань буддийской
традиции в целом, не исключая нэмбуцу и тантрические
ритуалы, на смену которым пришла его собственная мето­
дика дзадзэн. В следующих строках Догэн демонстрирует
свое почтение наставнику:
«Традиционный путь учения дзэн состоит в постепен­
ном возвышении того, что постигнуто сердцем и мыслью
и приближается к идеалу, на который указал наставник.
Например, в нашем сознании образ Будды ассоциируется
с личностями Шакьямуни или Амиды, наделенными кон­
кретными чертами внешности, ореолом святости и даром
проповедничества во имя спасения всех живых существ.
Однако если наставник скажет, что жабы и черви подоб­
ны Будде, ученик должен изменить свое мнение и уверо­
вать в то, что Будда — это жабы и черви <...>. Ибо тот, кто
следует указаниям наставника и сообразует свое мнение с
его мнением и словами, должен довериться ему. Однако
современные мыслители доверяют лишь самим себе, сво­
ему представлению о личности и образе Будды, игнорируя
другие точки зрения или приспосабливая чужие идеи к
собственному мировосприятию. Для таких людей дальней­
шее продвижение по пути Будды невозможно».
Догэн поясняет абсолютную субъективность собствен­
ного суждения по отношению к указаниям наставника,
который рассматривается как представитель традиции,
актом религиозного почитания. За счет ревностной веры
ученик постигает истину, которая, как показывает при­
веденный выше текст, есть не что иное, как присутствие
природы Будды во всех живых существах. Вера порож­
дает пантеистическое мировоззрение, согласно которому
просветление достигается не умозрительными спекуля­
циями, но религиозным опытом.
Во многом метафизика Догэна приближается к нео­
платонизму Плотина. Сущность человека и всех вещей
184