Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/16]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
но другим раннебуддийским сутрам, путь к спасению
начинается с соблюдения нравственных заповедей
(шила), затем приводит к пристальному сосредоточению
(самадхи), в процессе которого обретается спасительное
знание (пання), неразрывно связанное с освобождением
(вимутти). Эта четверичная формула, которая встречает­
ся во многих первоисточниках и восемь раз повторяется
в «Махапариниббана-сутте», является краеугольным кам­
нем мистической доктрины спасения в буддизме Хиная­
ны. Несмотря на то что созерцание (медитация) является
всего лишь средством, ему придается первостепенное
значение. Соблюдение норм морали способствует сосре­
доточению, ибо помогает обретать спасительные знания.
Помимо известных «Пяти Заветов», моральный кодекс
буддиста Хинаяны подразумевал обет безбрачия (брахмачарья), обуздание чувств, бодрствование духа и самокон­
троль как непременные условия для сосредоточения. В
одном из предлагаемых палийским каноном способов
медитации, именуемом созерцанием на «Четырех Неиз­
меримых» (аппаманя), «Четырьмя Обителями Брахмы»
(брахмавихара) или «Четырьмя Пробуждениями» (бхавана), наблюдается тесная взаимосвязь с моральными
принципами. Выполняя эти упражнения, монах значи­
тельно продвигается в четырех направлениях, ведущих к
добросердечию (метта), способности к состраданию (каруна), сочувствию (мудита) и невозмутимости (упекха).
Таким образом, «он позволяет переполняющей его сер­
дце силе доброжелательности (сострадания, сочувствия,
невозмутимости) распространяться по всему миру». В
процессе выполнения этой техники, на необходимость
которой ссылается и «Йога-сутра», обретаются доброде­
тели доброжелательности, сострадания, сочувствия и са­
мообладания.
Хайлер подчеркивает, что «сосредоточение является
чисто духовной деятельностью, а поза сидя представля­
ет собой лишь вспомогательный фактор. И все же в буд15