Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/146]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
(пратьятма гочара) в соответствии с «Ланкаватара-сутрой», и «патриаршего дзэн», который придерживался
линии духовной передачи знания. В течение эпохи Сун
это различие переросло в противостояние между двумя
школами, причем наиболее радикально настроенные
приверженцы традиции коанов настаивали на полном
отрицании сутр и даже подвергали сомнению изначаль­
ную связь между Бодхидхармой и «Ланкаватара-сутрой».
Со временем оба направления китайского дзэн были
восприняты в Японии, где сохранили присущие им осо­
бенности. Для школы Риндзай характерна привержен­
ность смелой и динамичной практике коанов, ведущей
к молниеносному просветлению, в то время как адепты
школы Сото предпочитают безмолвную сидячую медита­
цию «дзадзэн» и умиротворение в повседневной жизни.
В Японии мы не увидим былого непримиримого сопер­
ничества между идеологами двух разных направлений
дзэн. Приверженность той или иной школе определяет­
ся скорее духовными склонностями монахов, которые
выбирают тот или иной путь к просветлению, исходя из
личных предпочтений и способностей. Например, в хра­
мах школы Сото монахи, обладающие острым умом и
энергичным характером, посвящают немало времени
практике коанов, а некоторых, инертных по натуре пред­
ставителей школы Риндзай, с трудом можно отличить от
учеников традиции Сото.
Обвинения, которые выдвигают друг другу разные
школы, позволяют судить об их достоинствах и недостат­
ках. Адепты Риндзай упрекают своих оппонентов из сек­
ты Сото в пассивности. И наоборот, приверженцы тра­
диции Сото указывают на опасность, которая таится в
практике коанов. Исходя из общебуддийских ценностей,
они упрекают секту, практикующую коаны, в отрицании
сутр и претензиях на главенство во всей традиции буд­
дизма. Обвинение тем более основательно, что эти пре­
тензии распространяются не только на правила религи145