Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/135]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
пад сопровождался внешним процветанием. Бодхидхарма и великие наставники эпохи Тан избегали столичных
городов и упорно отказывались от приглашений к импе­
раторскому двору.
Тем не менее в сунский период дзэнские монашеские
общины поддерживали дружеские отношения со двором,
участвовали в политической, общественной и культурной
жизни. Наибольшую известность получили «Пять гор» и
«Десять храмов» секты Линьцзи. По мере того как чис­
ло приверженцев дзэн возрастало, их духовность неиз­
бежно умалялась. Опасность, сопряженная с возрастани­
ем численности адептов, усугублялась тем, что к тому
времени учение дзэн не имело ни идеологической осно­
вы, ни методологии, но передавалось исключительно по­
средством «разума» и практического опыта.
Другая опасность заключалась в том, что в этот пе­
риод стремление к интеллектуальному постижению ощу­
щалось сильнее, чем когда-либо, и под влиянием изна­
чально присущих буддизму синкретических тенденций
происходило сознательное смешение дзэн с другими
религиозными направлениями. Следует признать, что
многие наставники эпохи Тан также были знатоками
сутр и шастр, но они искали освобождения лишь в лич­
ном опыте и внушали своим ученикам мысль о том, что
просветление превыше знания сутр. Однако в эпоху Сун
чтение сутр стали совмещать с дзэнской практикой про­
светления.
Пока речь шла об изучении «Аватамсака-сутр», опас­
ность не была столь очевидной, ибо эти тексты тесно
связаны с дзэн и представляют собой ключ к его миро­
воззрению. И напротив, попытки совмещения практики
дзэн с весьма разнородными теоретическими концепци­
ями школы Тяньтай (яп. — Тэндай) оказались совершен- ,
но неуместными. В противостоянии этой школе дзэн­
ские противники изучения сутр доходили до крайности,
игнорируя все священные писания. На первый взгляд
134