Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/129]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
тиг просветления и получил печать Дхармы от своего
наставника, Хуан-бо.
Криками и ударами палкой Линь-цзи добился того,
что многие из его учеников узрели конечную реаль­
ность. Он с легкостью раздавал им пощечины и удары
палкой; он орал на них, ибо убедился на собственном
опыте, что столь жестокое соприкосновение с реально­
стью поможет достичь просветления гораздо быстрее,
чем ученые споры и рассуждения. Тем не менее он от­
давал себе отчет в ограниченности такого метода, о чем
свидетельствует следующая беседа с учеником: «Учитель
позвал к себе Ло-бу и спросил его: «Один человек ис­
пользует палку, а другой прибегает к капу. Который из
них, по твоему мнению, ближе к истине?» И ученик
ответил: «Ни тот ни другой». — «Но все же, что лучше?»
В ответ Ло-бу крикнул: «Кацу!» — а Линь-цзи огрел его
палкой». Существует немало забавных историй, живопи­
сующих динамичные взаимоотношения наставника с
учениками. Чем же они примечательны — безудержной
энергией, динамикой происходящего или подлинным
аскетическим порывом?
Линь-цзи различал четыре типа криков (кацу): «Иног­
да крик подобен драгоценному мечу Ваджрапайи. Порой
он напоминает златогривого льва, припавшего к земле.
Бывает, что крик подобен снасти рыбака. И наконец,
существует рык, который в действительности не являет­
ся рыком». В этих объяснениях можно уловить призна­
ки просветления, более откровенно описанные в других
текстах. Вероятно, меч подчеркивает остроту пережива­
ния; припавший к земле лев — управляемую силу; ры­
боловная снасть — загадочность предметов домашнего
обихода; а четвертый крик-«рык» — парадоксальность
опыта просветления.
Линь-цзи любил полемизировать. В сборнике его вы­
сказываний есть текст, который любят обсуждать дзэнские наставники последующих поколений. Постижение
128