Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/126]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
цания относительного: «В слове содержится безмолвие».
Дун-шань сравнивает это с безнадежной битвой двух
равных по силе воинов или с цветком лотоса, которого
не коснулось бушующее вокруг пламя. Символическим
изображением относительного служит белый круг внут­
ри черного круга Абсолюта О.
5. Единство Абсолюта и относительно-феноменального
Пятый ранг, безусловно, является наивысшим и пред­
ставляет недифференцированное единство. В схеме «Пяти
Рангов» он признается как окончательное возвышение над
первыми двумя рангами «взаимопроникновения» и двумя
последующими — «единичности». Окончательное возвы­
шение над всеми противоположностями становится выс­
шим абсолютным утверждением — окончательным осво­
бождением, которое дзэнские наставники истолковывают
как просветление. Символическим изображением этого
состояния является черный круг • .
Комментируя учение о «Пяти Рангах», дзэнские мас­
тера придают большое значение метафорическим сопос­
тавлениям. Диалектика учения о рангах проявляется в
наиболее известном сравнении, которое выразил Цаошань, проведя параллель между «господином и слугой»:
1. Господин смотрит на слугу.
2. Слуга поворачивается к господину.
3. Господин (пребывает в одиночестве).
4. Слуга (пребывает в одиночестве).
5. Господин и слуга едины.
Метафизика «Пяти Рангов» сродни «Срединному Пу­
ти» Нагарджуны, который систематизировал учение
«Сутр Трансцендентальной Мудрости». Однако ранги
дзэн не следует отождествлять с чисто умозрительными
спекуляциями. Скорее их следует воспринимать как
«врата Дхармы, ведущие к открытию ока разума» в про­
светлении. Рассуждения направлены на толкование всех
вещей в окончательном отождествлении с единой реаль­
ностью Будды. Когда это единство достигается внезап125