Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/122]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
жэня, Хуай-нэн и Шэнь-сю. Цао-шань, который с юных
лет был знаком с учением Конфуция, обладал явным
академическим уклоном и продолжил свои научные
изыскания даже после того, как с согласия родителей с
восемнадцати лет стал жить в буддийском монастыре.
В течение тридцати пяти лет он занимался медитацией
в монастырях Цаошань и Хэюйшань, где сосредоточил
усилия своего проницательного ума на постижении
смысла «Пяти Рангов». В хрониках упоминаются девят­
надцать его учеников. Однако уже через четыре поколе­
ния это направление прекратило свое существование.
Другой выдающийся ученик Дун-шаня, Юн-цзюй,
мало интересовался диалектическим учением о «Пяти
Рангах». Он направил свои усилия на опыт внезапного
просветления, который воплотил в нравственно безуп­
речной жизни. Перед тем как стать приверженцем дзэн,
изучал монастырский уклад школы Винайя. К Дун-шаню
он пришел двумя годами раньше Цао-шаня, но оставал­
ся в его учениках дольше последнего и, как свидетель­
ствуют приведенные в хрониках беседы, многое почерп­
нул от своего учителя. Среди остальных учеников он
пользовался непререкаемым авторитетом. Многие влия­
тельные люди, которые позднее стали его учениками,
свидетельствовали о том, что он был одним из самых
блестящих людей своего времени. Благодаря многим уче­
никам и духовным наследникам его школа долго процве­
тала в Китае, а затем была перенесена в Японию.
Доктрина о «Пяти Рангах» является вершиной диалек­
тики дзэн. В противоположность иным пятеричным фор­
мулам буддийской философии, в основе которых лежит
онтологическо-психологический анализ (см., например,
доктрины «Абхидхармакоши» и «Виджняптиматры»), все
«Пять Рангов» Цаодуна выражают одно и то же, а имен­
но основополагающую тождественность Абсолюта отно­
сительному, которую можно рассматривать на разных
этапах развития. Учение о рангах является производным
121