Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/120]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
метод. Наставляя учеников, он не применял ни палки, ни
окриков, но достигал желаемого результата своими метки­
ми и парадоксальными ответами. Дзэнский дух находил
выражение в многочисленных повторах одной фразы или
слова.
Фа-янь глубоко изучил «Аватамсака-сутры» {кит. —
«Хуаянь»), особенно доктрину о взаимопроникновении
шести основных признаков бытия, к которым относятся
всеобщность и разделенность, одинаковость и разнород­
ность, становление и исчезновение. Эти характеристики
свойственны кругу, в котором представленные аспекты
реальности не являются ни одинаковыми, ни различны­
ми. Фа-янь поясняет:
«Смысл шести признаков «Хуаянь» состоит в том, что
в одинаковости присутствует разнородность. Несмотря
на то что разнородность следует отличать от одинаково­
сти, проведение этого различия нельзя считать целью
всех будд. Целью всех будд является всеобщность и раз­
деленность в равной мере. Но как могут одновременно
существовать одинаковость и разнородность? Когда тела
мужчины и женщины вступают в самадхи, между ними
не остается различий и их безотносительность устраня­
ет необходимость в словах. Когда десять тысяч воплоще­
ний освещены единым светом, нет ни реальности, ни ее
проявлений».
Основное содержание доктрины махаянского мониз­
ма постигается в процессе созерцания круговой фигуры,
которая содержит шесть указанных признаков, то есть
практики медитации, едва отличимой от хинаянских
методик. Фа-янь увековечил традицию дзэн танского
периода, включая доктрину внезапного просветления, но
при этом в его учении отчетливо ощущается возврат к
былым буддийским ценностям. А то, что его учение под­
черкивало значимость изучения махаянских сутр, созда­
ло предпосылки для дальнейшего развития других форм
буддизма, в той или иной мере связанных с дзэн.
119