Дюмулен Г. История дзэн-буддизма

Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.

: [url=http://txt.drevle.com/text/dumulen-istoriya_dzen_buddisma-2003/108]Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. / Пер. с англ. Ю.В. Бондарева. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с.[/url]
 

Содержание
OCR
кто-то из здесь собравшихся скажет верное слово, кот
будет спасен; в противном случае он будет убит». Ни
один из монахов не нашелся что сказать, и Нань-цюянь
убил животное. Когда бывший в отлучке Чжао-чжоу вер­
нулся в монастырь, учитель призвал его и спросил: «Что
бы ты сказал, если бы был здесь?» Чжао-чжоу снял свои
соломенные сандалии, поставил их себе на голову и вы­
шел вон. «Если бы ты тогда был здесь, — прокомменти­
ровал Нань-цюянь, — кот был бы спасен».
Спасение мира заключается в очевидно бессмыслен­
ном действии, которое выходит за рамки всех утвержде­
ний и всех отрицаний.
Нет никакого логического оправдания «парадоксаль­
ным словам и нелепым действиям», которые были так ха­
рактерны для южнокитайского дзэн и особенно для школы
Ма-цзу. Парадокс раскрывается за счет скрытого смысла
бессмысленного и проявляется в конкретной ситуации как
акт просветления. Вероятно, Чжао-чжоу является тем
дзэнским наставником, которому принадлежат самые па­
радоксальные высказывания и действия, не вписывающи­
еся в рамки логического осмысления. Некоторые из его
высказываний не нуждаются в толковании. Например,
когда его попросили о наставлении, он заявил буквально
следующее: «Пойди и вымой свою чашку». Просветление
можно обрести в повседневной жизни.
Однако многие высказывания попросту несвязны и не­
вразумительны. Так, один из монахов спросил Чжао-чжоу:
«Когда тело разрушается, остается одна вещь, бессмертная
душа. Но что происходит с ней?» На это наставник от­
ветил: «Этим утром вновь дует ветер». В другом случае
монах спросил: «Десять тысяч дхарм возвращаются к Еди­
ному; но куда возвращается Единый?» Мастер ответил:
«Пока я находился в Циньчжоу, я сшил себе одежду весом
в семь фунтов». Подобные ответы на метафизические во­
просы подчеркивают невозможность выразить реальность
словами.
107