Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/95]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
77 себѣ одна». Прислала она сына своего старшаго просить со еле;
зами Аввакума, чтобы помогъ ея горю. Наконецъ, протопопъ
смилостивился, вылечилъ ребенка. Этотъ случай сталъ извѣ¬
стенъ и самому воеводѣ и, когда Аввакумъ пришелъ къ нему,
.онъ поклонился ему «низенько» и сказалъ: «спаси Богъ! отече¬
ски творишь, не помнишь нашего зла». Послѣ этого Пашковъ
до того смягчился, что прислалъ протопопу «довольно пищи». Скоро экспедиція кончилась, и исходъ ея былъ весьма пе¬
чальный. Въ августѣ 1661 г. въ Иргеньской острогъ явились
съ Амура 17 человѣкъ казаковъ и просились въ государеву
службу. Пашковъ принялъ ихъ и послалъ съ сыномъ своимъ
Еремѣемъ на непокорные тунгузскіе улусы. Но эти люди ока¬
зались обманщиками. 4-го сентября, когда отрядъ Ерсмѣя стоялъ
на Ингодѣ, они ночью украли у Еремѣя и служилыхъ людей
оружіе и всякую рухлядь и бѣжали. Опустясь внизъ по Ингодѣ
и по Шилнѣ до Нелютцкаго и Тунгузскаго остроговъ, они раз¬
грабили всѣ казенныя суда, какія имъ попались на встрѣчу;
въ Нерчинскѣ они взяли у тамошняго управителя нѣсколько
судовъ и возвратились назадъ Уркою и Тугиромъ (т. е. путемъ
старымъ, которымъ ходилъ Хабаровъ)1в). Этоѣъ несчастный эпи¬
зодъ очень огорчилъ Пашкова, онъ былъ, по выраженію Авва¬
кума, «яко пьяный отъ кручины». Самъ ли онъ сталъ просить
Московское правительство объ увольненіи, или въ Москвѣ были
недовольны его дѣйствіями, только вскорѣ онъ былъ смѣненъ.
12-го мая 1662 г. начальство отъ него принялъ новый воевода
Иларіонъ Толбувинъ, а 25-го мая Пашковъ уѣхалъ въ Москву*7). Мѣсяцъ спустя настало время возвращенія и для Аввакума,
о чемъ послѣдовалъ государевъ указъ 16 * 18), вѣроятно, по усилен- 16) Д. А. И. т. IV, 110. Фишеръ. Сибир. Ист., стр. 29—80. Аввакумъ
передавая ѳтотъ фактъ,' разсказываетъ о новомъ столкновеніи, бывшемъ у него
съ Пашковымъ изъ-за того, что тотъ передъ походомъ обратился къ шама-
намъ-гадателямъ. Мат. V, стр. 45—50. Г. Есиповъ (Раск. дѣла, т. I, стр. 112),
сообщая разныя свѣдѣнія объ экспедиціи Пашкова, говоритъ, что Аввакумъ
«между прочимъ служилъ молебенъ на р. Амурѣ при основаніи Албааина»,
но откуда взято г. Есиповымъ такое свѣдѣніе, намъ ничего не извѣстно. «) Д. А. И. т. IV, № 116, 121, 18> Мат. V, стр. 159, П, стр. 31. Гр. Гейденъ (ор. сіі., стр. 58) полагаетъ,
что Аввакумъ былъ возвращенъ по ходатайству Неронова: но для такого
утвержденія (весьма вѣроятнаго) мы не имѣемъ документальныхъ данныхъ,
такъ какъ цитнруемая гр. Гейденомъ челобитная Неронова отъ 6 декабря
1664 г. подана имъ уже послѣ возвращенія Аввакума игъ Сибири и послѣ
его вторичной высылки изъ Москвы. Оідііііесі Ьу ѵ^оодіе