Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/78]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
60 которые звали на его всенощкую и другихъ, говоря: «въ нѣко¬
торое время и конюшня лучше церкви», такъ что въ сушило,
по слухамъ, набиралось до 100 человѣкъ. Иванъ Даниловичъ
донесъ о такомъ безчиній патріарху. 20-го августа, когда Авва¬
кумъ читалъ статью въ «Бесѣдахъ» Златоуста, въ сушило явился
Борисъ Нелединскій со стрѣльцами, начали бить Аввакума вза¬
шей и за волосы драть въ эпитрахили и арестовали съ нимъ
33 человѣка, а также были взяты 40 человѣкъ, подписавшихъ
челобитную о Нероновѣ. Отвели ихъ на дворъ патріарха: всѣхъ
взятыхъ съ Аввакумомъ посадили въ тюрьму на 7 дней, а за¬
тѣмъ отлучили отъ церкви на довольно долгое время, самого же
Аввакума сковали и свезли въ Андроньевъ монастырь. Черезъ
10 дней взяли его изъ монастыря, по повелѣнію патріарха, вели
его пѣшкомъ, <эа рукава, снемши съ рукъ, яко разбойника».
Привели въ патріарховъ приказъ, здѣсь былъ допросъ о чело¬
битной, которая была подана за Неронова. Когда стали спраши¬
вать о сушильномъ всенощномъ бдѣніи, Аввакумъ отвѣтилъ
судьямъ: «у Казанской глава былъ Иванъ; и свиньи тѣ, кото¬
рые раззоряютъ благочестіе и подали на него челобитную па¬
тріарху». Съ Аввакумомъ спорилъ архидіаконъ довольно много,
наконецъ, выругавъ его «матерны», велѣлъ отвести назадъ въ
Андроньевъ монастырь. 4 Въ то время/ какъ Аввакумъ сидѣлъ съ цѣпью со стуломъ
на шеѣ въ монастырской тюрьмѣ, преслѣдовали и другихъ лицъ
изъ «братіи» и съ нѣкоторыми уже покончили. Даніилъ Костром¬
ской былъ растриженъ и сосланъ въ Астрахань; Даніилъ, Тем-
никовскій протопопъ, заточенъ въ Новоспасскій монастырь81);
Семенъ Бебеховъ, который переписывалъ челобитную Аввакума
и Даніила за Неронова, сидѣлъ на цѣпи на патріарховѣ дворѣ.
Логгина Муромскаго Никонъ растригъ и проклиналъ на литургіи
во время переноса; сняли съ него однорядку и кафтанъ, и въ
одной рубашкѣ били его взашей, затѣмъ съ цѣпью на шеѣ та¬
щили съ патріархова двора въ Богоявленскій монастырь и, на¬
конецъ, сослали въ деревню въ Муромскій уѣздъ8а). Изъ всей 81) Мат. V, стр. 19. ®) Мат. 1, стр. 24 — 25. Въ «Житія» Аввакума (V, стр. 21) прибавлена
подробность о томъ, что Логгинъ снялъ съ себя рубашку и бросилъ въ алтарь,
но, очевидно, эта подробность позднѣйшаго сочиненія,—иначе .Аввакумъ не за¬
былъ бы написать о такомъ фактѣ Нѳронову, сообщая о разстриженіи Логгина. Оідііігесі Ьу