Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/77]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
69 I ронова, сказалъ съ гнѣвомъ: «теперь мнѣ нѣтъ и жребія и че¬
сти»,—«Какъ придетъ твоя очередь, читай хоть десять листовъ»,
отвѣтилъ ему Иванъ Даниловичъ. Аввакумъ сталъ его укорять:
«забылъ ты любовь батькову, въ прежніе его поѣзды и отлуче¬
нія этого не бывало, вы у меня первенства не отнимали; а оно
мнѣ подобаетъ и по приказу батькову и по чину: я протопопъ».
Но Иванъ Даниловичъ не послушался: «ты протопопъ въ Юрьевцѣ,
а не намъ; мы о томъ не слыхали отъ Ивана Нероновича, что
тебѣ быть у насъ большому, а намъ ни во что; а хотя бы и
приказалъ онъ, и то не дѣло, что приказывалъ; да архидіаконъ
намъ говорилъ, зачѣмъ мы дали тебѣ честь поученія». Аввакумъ разсердился, не пошелъ на клиросъ во время
шестопсалмія и не читалъ своей статьи по второй каѳизмѣ. Ка¬
занскіе священники попробовали было съ ниМъ помириться, го¬
ворили ему: «не кручинься,—вашего крылоса будетъ чреда,—
понедѣльникъ, среда, пятокъ, — тогда ты первую статью чти и
разсуждай у всѣхъ, а у нашего крылоса Петръ, а во иную не¬
дѣлю тебѣ отдадимъ первенство». Но Аввакумъ такъ обидѣлся,
что вышелъ изъ церкви вмѣстѣ со своимъ землякомъ, нижего¬
родцемъ Семеномъ Трофимовичемъ, и они объявили прихожа¬
намъ, что у него отняли въ церкви попы книгу, а самого вы¬
гнали изъ церкви. Послѣ этого Аввакумъ почему-то попробовалъ
служить въ церкви св. Аверкія и, какъ разсказываетъ священ¬
никъ Иванъ Даниловичъ, самовольно до прихода аверкіевскаго
попа Амвросія, началъ служить пОлунощницу; но и тутъ онъ
долженъ былъ уйти80). Послѣ этой неудачной попытки Авва¬
кумъ задумалъ служить всенощную на дворѣ Неронова въ су¬
шилѣ. Къ нему собралось мною прихожанъ Казанскаго собора, * •8°; Гр. Гейденъ, принимая дату высылай Неронова 13 августа, полагаетъ,
что въ этотъ день, послѣ столкновенія съ каванскими попами, Аввакумъ по¬
ѣхалъ провожать Неронова, а эпизодъ въ Аверкіевской церкви произошелъ
послѣ возвращенія Аввакума изъ этой поѣздки. Но ѳсди-бы Аввакумъ прово¬
жалъ Неронова 13 авг., то ему не за чѣмъ было-бы писать Неронову о томъ,
что его «не пустили у Казанскіе въ цѳркву»; объ этомъ онъ могъ бы и раньше
сообщить Неронову. Кромѣ того происшедшее въ Аверкіевской церкви намъ
извѣстно только по одному неясному извѣстію Ивана Даниловича, Аввакумъ же
объ этомъ ничего не упоминаетъ, такъ что опредѣленно сказать, въ какой • день Аввакумъ ходилъ въ эту церковь, не представляется возможности. Вполнѣ
же дфстовѣрнымъ намъ кажется установленіе гр. Гейденомъ даты ареста
Аввакума ОідШіесІ Ьу Ьоскне