Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/74]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
_ 66 ряешь, друзей его раззоряешь, протопоповъ и поповъ съ же¬
нами и дѣтьми разлучаешь; доселѣ ты другъ нашъ былъ, а те¬
перь на насъ возсталъ. Иныхъ ты удалилъ и на ихъ мѣсто по¬
ставилъ другихъ, а отъ нихъ добраго ничего не слыхать. Ты
нѣкоторыхъ отставилъ, обвинивъ ихъ въ мучительствѣ, а самъ
безпрестанно мучишь: Соловецкаго старца въ крестный день ве¬
лѣлъ бить немилостиво. Этого ты себѣ въ вину но вмѣняешь:
властямъ запрещаешь, а самъ мучишь. Вотъ ты укоряешь но¬
воуложенную книгу, попираешь ее посохомъ и называешь не¬
доброю, а самъ руку приложилъ, когда ее составляли; тогда ты
ее называлъ доброю, тогда ты приложилъ руку изъ страха зем--
наго, а теперь ты о ней на соборѣ дерзко отзываешься, потому
что тебѣ государь волю далъ. А кто Бога любитъ, не боится
'нищеты, скорби или смерти, страдаетъ и стоитъ за истину крѣпко,
какъ нынѣ богомольцы, терпящіе отъ тебя скорби, бѣды и раз-
зоренія». Затѣмъ Никонъ объявилъ Неронову, что на него подали че¬
лобитную его попы и причетники за его безчиніе. Нероновъ
потребовалъ прочтенія челобитной. Ея не прочли. Тогда Неро¬
новъ назвалъ патріарха лжецомъ, сталъ увѣрять, что тотъ по¬
дыскалъ его врага, который и составилъ челобитную. Григорій
протодіаконъ съ товарищами начали его унимать, ему говорили:
«Какъ ты можешь называть великаго святителя кощунникомъ,
празднословцемъ, мучителемъ, лжецомъ»? Но Нероновъ въ своемъ
раздраженіи не слушалъ никакихъ уговоровъ: «Вамъ, продол¬
жалъ онъ, попустилъ патріархъ говорить предъ собой всякія
нелѣпыя слова на истинныхъ рабовъ Божіихъ, и не знаю, какъ
назвать вашъ соборъ, потому что не заботитесь вы о законѣ
Божіемъ, а занимаетесь укоризнами и поношеніями. Что вы кри¬
чите и вопите? Я не похулилъ и не погрѣшилъ противъ Св.
Троицы, а я хулю вашъ соборъ. Такіе соборы бывали и про¬
тивъ Іоанна Златоуста и противъ Стефана Сурожскаго». Весь этотъ разсказъ «Росписи» о столкновеніи Неронова съ
Никономъ является, конечно, пристрастнымъ, одностороннимъ
изложеніемъ дѣла. Нероновъ выставляетъ себя смѣлымъ борцомъ
за правду, передъ которымъ, конечно, патріарху Никону при¬
ходится только молчать или ограничиваться краткими однослож¬
ными отвѣтами. Въ такомъ изложеніи спора легко можно за¬
мѣтить тенденцію представить Никона не могущимъ нечего ска* Оідііііесі Ьу Ьооаіе