Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900

: [url=http://txt.drevle.com/text/borozdin-protopop_avvakum-1900/72]Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни Русскаго общества в XVII веке. - СПб.:А.С.Суворин, изд.2-е, 1900[/url]
 

Содержание
OCR
64 Однако, хотя это дѣло на время заглохло, немногаго нужно
было, чтобы страсти разгорѣлись и нарушилось, спокойствіе.
Новое столкновеніе съ Никономъ произошло болѣе изъ-за лич¬
ныхъ мотивовъ. Въ іюлѣ того же 1653 г. патріархъ созвалъ у
себя въ крестовой палатѣ соборъ для суда надъ Муромскимъ про¬
топопомъ, Логгиномъ, Этого члена Нероновскаго кружка обвинялъ
Муромскій воевода въ томъ, будто онъ похулилъ иконы Спаси¬
теля, Богородицы и всѣхъ святыхъ. Въ сущности дѣло, какъ оно
излагается Нероновымъ въ «Росписи спорныхъ рѣчей съ патрі¬
архомъ Никономъ» и Муромскими священниками въ ихъ челобит¬
ной за Логгпна мѣстному епископу, было совсѣмъ не важное. Же¬
на Муромскаго воеводы пришла къ Логгину подъ благословеніе.
Логгинъ почему-то спросилъ: «не бѣлена-ли ты?» Присутствовав¬
шіе за нее вступились и обратились къ протопопу съ слѣдующимъ
казуистическимъ вопросомъ: «Что ты, протопопъ, хулишь бѣлила;
безъ бѣлилъ не пишутся образа Спасителя, Богородицы и всѣхъ
святыхъ». Логгинъ отвѣчалъ: «какими составами пишутся образа,
такіе и составляютъ писцы, а какъ такіе составы положить на
ваши рожи, такъ и сами не захотите; самъ Спасъ, Пречистая
Богородица честнѣе своихъ образовъ». По утвержденію Неронова,
Никонъ, не разслѣдовавъ дѣла, велѣлъ отдать Логгина жестокому
приставу; но въ этомъ случаѣ показаніе Неронова опровергается
его собственными словами, что дѣло Логгина было разсмотрѣно и
рѣшено на соборѣ77). Вслѣдствіе такой несправедливости, Нероновъ, по свидѣтель¬
ству его «Росписи», сталъ говорить Никону: «За что его дать за
жестокаго пристава? Услышитъ онъ, приставъ, отъ тебя гнѣвъ,
и онъ его уморитъ. То-ли твоя святительская милость ко священ¬
ному чину?» Далѣе зашелъ разговоръ о томъ, что приговоръ су¬
да долженъ быть утвержденъ царемъ, и будто бы Никонъ, нахо¬
дившій, по всей вѣроятности, дѣло не на столько важнымъ, что¬
бы докладывать о немъ царю, выразился такимъ образомъ: «мнѣ
и царская помощь не нужна, я на нее плюю и сморкаю». На та¬
кое дерзкое заявленіе Нероновъ возразилъ: «Владыко, не дѣло
говоришь, всѣ святые отцы и соборы призывали благочестивыхъ
царей и ихъ синклитъ на помощь себѣ и православной вѣрѣ». 77) Гр. А. Гейденъ. Ивъ исторіи возникновенія раскола при патр. Никонѣ
стр. 5—6. Мат. I, стр. 41—51. Ист. опис. Рязанской іерархіи, стр. 37—112. ОідШіесІ Ьу ѵ^оодіе